RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Школьников заманили в сеть: что не так с украинским онлайн-образованием

Что происходит на карантине в системе образования

Что происходит на карантине в системе образования Фото: president.gov.ua

Общенациональный карантин, введенный в результате эпидемии коронавируса, не превратился для школьников в незапланированные каникулы, а, напротив, стал новым вызовом для детей и их родителей, ведь все обучение перешло в онлайн. Как украинские школьники получают образование удаленно, насколько оно качественное и что будет со вступительной кампанией в этом году, узнавал "Апостроф".

Уроки в Zoom и "деревянная" домашка

Когда стало понятно, что карантин - это надолго, Минобразования решило давать знания школьникам дистанционно, запустив 6 апреля проект "Всеукраинская школа онлайн". Каждый день, с понедельника по пятницу, на общенациональных телеканалах и на канале МОН в YouTube лучшие учителя страны проводили для детей уроки физики, географии, истории, математики и других школьных дисциплин. Правда, не обошлось и без скандалов: ошибки учителей (а они были) стали предметом хейта в соцсетях. Но президент Владимир Зеленский в стиле своего предшественника (вспомните мем про Порошенко и собачью будку) поспешил стать на защиту педагогов. "Ошибиться - не страшно, страшно за всю свою жизнь не создать ничего, кроме нечистот", - эмоционально приложил хейтеров гарант.

Впрочем, с "Всеукраинской школой онлайн" на самом деле все не так плохо: уроки интересные, и многим детям действительно нравятся, но это лишь обложка. В реальности же еще 31 марта Минобразования разослало директорам школ письмо, в котором разъяснило, что "вопросы выполнения образовательной программы, учебного плана и образовательного процесса являются внутренними вопросами каждого учреждения общего среднего образования". Вот школы и решают свои "внутренние вопросы" как могут.

"Конкретных рекомендаций, как строить онлайн-урок, нет. Никто к этому не был готов. Наша страна не практиковала никогда раньше на такое длительное время эту форму обучения", - рассказывает "Апострофу" учитель одной из школ Мелитополя Юлия Сидорина.

"Вначале все были растеряны, и никто ничего не понимал, - добавляет учитель из Броваров Алла Кулик. - Думали, что карантин продлится пару недель. Тогда нам было бы достаточно дать просто задания детям на дом. Но когда поняли, что это надолго, нам дали разъяснение, что должно быть организовано удаленное обучение на онлайн-платформах".

И уже на этом этапе у многих учеников и их родителей возникли проблемы, ведь одно дело организовать онлайн-обучение в столице, и совсем другое - общаться с учениками дистанционно на периферии.

"Во многих селах, районах, ОТГ у людей элементарно дома нет интернета. Кроме того, учителя пенсионного возраста не все владеют компьютерной грамотностью. И не все - это еще мягко сказано. Они не будут в Zoom (платформа для видеозвонков, - "Апостроф") устраивать чаты", - отмечает Юлия Сидорина.

Фото: pixabay.com

Так, по данным исследования Госслужбы оценивания качества образования, только 18% украинских учителей проводит полноценные занятия онлайн. Большинство просто присылает перечень параграфов из учебника для самостоятельного изучения детьми.

Кстати, выбор платформы для онлайн-обучения также стал для многих школ задачкой со звездочкой. Часть платформ стали платными, а далеко не у всех родителей есть возможность их оплачивать. В сегменте бесплатных платформ не везде можно организовать видеоконференцию на 10 и более человек. Большинство учителей и школьников, выбрали для дистанционного обучения сервис Zoom – он и бесплатный, и есть опция создания видеочатов для большого количества человек.

"Но после того как появились новости, что Zoom легко взломать и любой посторонний человек может присоединиться к чату, теряется конфиденциальность, то родители стали отказываться от пользования Zoom", - говорит Алла Кулик.

Впрочем, у тех детей, кому все же смогли организовать дистанционное обучение, проблем не меньше. Во-первых, учеба дома и учеба в классе - не одно и то же.

"Конечно же, ребенок рассредоточен, - жалуется "Апострофу" папа киевского второклассника Александр Коршунов. - Если в школе он находится в классе и держится хоть в каком-то тонусе, плюс учитель с ним общается, то дома ребенка все отвлекает: у него игрушки, у него книжки, игры, фильмы. А папа все время занят своей работой и не может в нужный момент подсказать ребенку".

Но настоящей бедой онлайн-обучения стали домашние задания, которые никто не отменял.

"Дали заданий на месяц, а о проверке - ни слова - делайте сами. А телеуроков для 4 класса нет", - жалуется в соцсетях Елена Клибанская.

"Кому нужно такое "дистанционное" обучение, когда учителя игнорируют выполненные задания? В телефонном режиме ответ: "А что, я родителей оценивать буду", - рассказывает пользователь AlexandrForester.

"Например, известны случаи, когда учителя труда задают сделать органайзер из дерева или другие сложные изделия. Но где сейчас найти детали для этого органайзера, если продают только продукты? - недоумевает Юлия Сидорина. - Вообще многие родители жалуются: зачем вы задаете такие задания, что их приходится разбирать всей семьей. А далеко не все родители просто сидят дома и ничего не делают. Многие продолжают работать удаленно".

Но несправедливо было бы говорить, что неразбериха с домашкой есть во всех школах. Многие учителя действительно продолжают добросовестно выполнять свою работу, как и прежде, только тратят на нее уже больше времени.

Фото: pixabay.com

"Загруженность увеличилась. Если на обычном уроке ты можешь вызвать к доске 3-5 человек и поставить им оценки, то сейчас ты должен проверить работы всех учеников и поставить им оценки. Да и сама подготовка к урокам сложнее: нужно подобрать видео для темы и не одно, а 2-3", - уверяет Алла Кулик.

Такой формат работы вынуждает учителей практически жить в обнимку с компьютером. Но больше всего жалуются родители.

"До карантина я рассказывал сыну, что в его возрасте нужно проводить за компьютером не больше двух часов в день. Так и было. Сейчас он проводит за монитором по 5-6 часов. Для ребенка, которому 8 лет - это очень вредно", - отмечает Александр Коршунов.

Учителя прогнозируют, что выходить из затяжного карантина всем участникам образовательного процесса будет очень сложно.

"Когда дети выйдут из карантина, будет Маша, которая делала все домашние задания, подключалась к урокам, и будет Вася, который уехал к бабушке в село, а там интернета нет. И такие дети будут в одном классе, поэтому нужно понимать о разном уровне знаний даже тех учеников, которые раньше учились примерно одинаково", - резюмировала Юлия Сидорина.

По мнению экс-руководителя Украинского центра оценивания качества образования Игоря Ликарчука, то, что происходит на карантине в системе школьного образования, назвать дистанционным обучением сложно.

"На самом деле, дистанционное образование - это далеко не то, что делают сегодня наши учителя и ученики, - говорит "Апострофу" Ликарчук. - Во-первых, общение в режиме онлайн ученика и учителя достаточно бессистемное. Во-вторых, острейший вопрос учебного контента. Электронных учебников у нас нет. Когда министром была Лилия Гриневич, была начата большая работа по созданию национальной электронной образовательной платформы, но работа эта не завершена, и электронных учебников у нас нет. Один учитель способен найти в сети адекватные учебные материалы и разослать их своим ученикам, а другой - не может этого сделать. Мне кажется, что большинство руководителей учреждений образования на первое место ставят не качество этого дистанционного образования, а сам факт его проведения, чтобы были записи, какие-то оценки, задания. Дистанционное обучение - это когда есть программа, учебный курс, расписана технология овладения учебным курсом, а учитель выступает в роли наставника и советника".

Соответственно, такой учебный год нужно поскорее завершать.

Как выходить из карантина

Эта тема наиболее болезненная, ведь четкого понимания, когда все же возобновится учебный процесс, нет ни у кого. В любом случае, учебный год завершится до 1 июля – так говорит закон. Но в зависимости от сроков карантина возможны нюансы. В Минобразования подготовили два сценария для разных исходов.

Фото: pixabay.com

Так, согласно оптимистичному сценарию, если карантин закончится в конце мая, то уже в июне школьники вернутся за парты и до 1 июля учебный год официально завершится. При этом для учеников 9-х классов итоговую государственную аттестацию отменили.

"Но я все же советую родителям и детям не расслабляться, а учитывать тот факт, что сейчас все меняется, и лицеи, гимназии, колледжи могут ввести экзамены для вступления в 10-11 класс, а во многих учебных заведениях такая практика уже есть", - обратила внимание педагог из Мелитополя.

С выпускниками 11-х классов все сложнее, ведь ВНО никто отменять, конечно же, не будет, но его сроки сдвинутся. Почти весь июнь выпускники также просидят за партами, а сдавать ВНО начнут в конце месяца. Завершится этот процесс в средине июля.

Если карантин затянется на май, июнь и июль, что представляет собой пессимистичный сценарий, то учебный год для учеников с 1 по 9 класс завершится в мае (без выхода на учебу), а первый учебный месяц нового учебного года 2020-2021 будет корректирующим, когда ученики подтянут пробелы в знаниях. Таким образом, сам учебный год 2020-2021 станет на месяц дольше и затянется до конца июня 2021 года, а выпускники будут сдавать ВНО в августе-сентябре.

Но как бы парадоксально это не звучало, для школьников предпочтительней реализация именно пессимистичного сценария, с возвращением за парты осенью, а не летом. Все дело в том, что большинство помещений украинских школ просто не приспособлены для обучения детей в летний период.

"Это риторический вопрос, но, сколько классов в украинских школах оборудованы кондиционерами? Например, у нас летом 40 градусов на солнце - это норма. Если классы будут учиться летом, и по 30 человек сидеть в кабинетах, дети будут не от коронавируса падать, а от духоты", - резюмировала Юлия Сидорина.

Читайте также