Так называемый "глава" аннексированного Крыма Сергей Аксенов решил временно "отделиться" от соседней России, где бушует эпидемия коронавируса. Он публично призвал российских граждан не посещать оккупированный полуостров до полной стабилизации эпидемиологической ситуации в Крыму и соседней РФ. "Апостроф" выяснил причины такого поведения республиканских "властей" и узнал непосредственно у крымчан, как им живется в условиях ограничений, введенных оккупационной администрацией.
Нежелательные россияне
Российский гауляйтер оккупированного Крыма Сергей Аксенов призвал граждан Российской Федерации временно воздержаться от поездок в Крым, пока не утихнет эпидемия коронавируса. "Я убедительно прошу всех наших граждан воздержаться от приезда на территорию Крыма, как в целях командировки, так и с целью отдыха. Все крымские санатории и места отдыха закрыты", - предупредил россиян оккупационный "глава" республики.
Сергей Аксенов далеко не в первый раз пытается хоть как-то уменьшить поток россиян через Керченский пролив. Около десяти дней назад он уже рекомендовал российским гражданам, направляющимся на полуостров в командировку, пересмотреть свои рабочие планы и остаться дома.
В начале апреля в крымском "правительстве" рассматривали вариант отправки на 14-дневную самоизоляцию всех прибывающих из соседней России. Рекомендации, видимо, не сработали, поэтому крымскому главарю пришлось уже прямым текстом говорить россиянам, что именно сейчас в Крыму им не рады. Хотя формальных оснований запретить им кататься на полуостров у Аксенова нет.
Единственное, что смогли сделать крымские "власти" - установить блокпост на Керченском мосту и фиксировать личные данные въезжающих. Опасения крымской верхушки объясняются, прежде всего, тем, что неконтролируемый поток россиян по Керченскому мосту - существенный фактор риска, так как в РФ ситуация с коронавирусом бьет отрицательные рекорды.
На момент написания материала, по данным оккупантов, в Крыму был 51 подтвержденный случай COVID-19, а в аннексированном Севастополе – 18 случаев.
"Они (оккупационные "власти" республики, - "Апостроф") опасаются, что волна COVID-19, накрывающая сейчас Россию, захлестнет и Крым. Обстановка на полуострове и без этого плохая: нет воды, нет свободного перемещения людей, не будет туристов, экономика остановилась. Для нас, Украины, оба фактора (распространение вируса в РФ и обстановка в Крыму) тоже не сулят ничего хорошего. В ближайшие недели стоит ожидать дополнительного давления на Киев со стороны Москвы. Особенно по вопросам днепровской воды", - отметил в беседе с "Апострофом" директор Агентства развития Приазовья Константин Батозский.
Зона "гибридного карантина"
Официально в Крыму нет тотального карантина. На бумаге действуют лишь отдельные ограничения, но фактически любая социальная активность находится под строгим контролем. Первыми на "карандаш" взяли тех, кто недавно бывал за границей или на материковой части Украины.
"В середине марта с мужем и ребенком выехали в Киев по делам. Возвращались в Крым 28 марта, когда уже объявили об угрозе эпидемии. На "границе" (административная граница АРК и Херсонской области, - "Апостроф") российские пограничники детально расспрашивали, куда мы ездили, не выезжали ли с территории Украины куда-либо. Потом вручили нам постановление, в котором было написано, что мы на основании российского закона о санитарной охране должны на две недели самоизолироваться. Пока мы сидели дома, к нам несколько раз приходили из городской администрации, Роспотребнадзора и детской поликлиники. Детально интересовались, как мы себя чувствуем, и нет ли каких-то симптомов", - рассказала "Апострофу" жительница Бахчисарая Евгения.
Памятка для гостей Севастополя
Оккупационный "парламент" республики, перешедший на дистанционный формат работы, в начале месяца принял "закон", увеличивающий штрафы за нарушения режима самоизоляции. Штраф для физических лиц в случае первого нарушения составляет 4 тысячи рублей (около 1,4 тыс. гривен), юридических лиц - 200-300 тысяч рублей (около 73-109 тыс. гривен). Чиновников будут штрафовать на 30-40 тысяч рублей, что примерно составляет 11-15,5 тыс. гривен.
Жителей старше 65 лет обязали выходить из дома только при наличии специального пропуска. В республиканском "правительстве" также пригрозили совместно с ФСБ отслеживать крымчан через мобильных операторов.
Под контроль пытаются взять и россиян, уже прибывших на полуостров. Сергей Аксенов пообещал им полицейские рейды. "С сегодняшнего дня начались тотальные рейды по проверке данных, которые были записаны в анкетах всех приезжающих с момента, когда у нас был введен режим повышенной готовности. Полностью, практически 100%, намерены просмотреть", – заявил Сергей Аксенов на заседании оперативного штаба по противодействию COVID-19 21 апреля. Большая часть приезжих, по данным из анкет, сконцентрированы в Ленинском, Сакском, Черноморском, Красногвардейском районах и на Южном берегу Крыма. Почему в список затесался Красногвардейский район (сельскохозяйственный регион без выхода к морю), неясно.
"Все это сказки, чтобы успокоить людей. Пока что контролируют только нас - крымчан. На прошлой неделе соседка (такая же пенсионерка, как и я) вышла из дому по каким-то срочным делам. Кто-то из местных это увидел и "настучал". Через 20 минут к ее дому подъехал наряд полиции. Вызвонили ее по телефону, заставили вернуться. На месте выписали штраф за "незаконный" выход из дома", - рассказала "Апострофу" жительница симферопольского микрорайона "Белое" Галина Ивановна.
Медицина в коме
"Власти" опасаются, что история с "короной" в Крыму в любой момент может серьезно ухудшиться, а возможностей для противодействия (в случае серьезной вспышки) нет. Российская "реформа" региональной медицины началась с того, что летом 2014 года тогда еще новоиспеченный "глава" Крыма Сергей Аксенов устроил демонстративный разгром руководству клинической больницы им. Семашко в Симферополе. Следом зацепили главных врачей больниц в остальных городах республики. Формально претензия была в плохой обеспеченности препаратами и ненадлежащем лечении. На самом же деле Сергея Аксенова и его кремлевских кураторов не устроило, как крымские эскулапы лечили раненных боевиков с Донбасса.
После оккупационного "референдума" крымских коллаборационистов привлекли к распространению "русского мира" в Донецке и Луганске. В Крыму сформировали базы для подготовки и лечения боевиков, которых планировали затем использовать на территории всего украинского юго-востока. Как впоследствии рассказывал диверсант и бывший "министр обороны ДНР" Игорь Гиркин, Сергей Аксенов принимал непосредственное участие в строительстве "Новороссии".
Клиника в Севастополе
Ликвидировать Украину тогда у них не получилось, но зато с развалом крымской медицины "правительство" Аксенова справилось на отлично. После "погромов" в руководстве клиник, российские власти развернули кампанию против местных врачей, обвинив их в некомпетентности и поборах с пациентов. Затем начали урезать зарплаты. Первые полтора года врачи и медсестры строчили письма в Москву президенту Владимиру Путину и тогдашнему премьеру Дмитрию Медведеву с просьбами решить вопросы с финансированием, но их обращения проигнорировали.
Когда прилетел "черный лебедь" в виде COVID-19, оказалось, что местная медицина, невзирая на отчеты о как бы щедром российском финансировании, совершенно не готова к эпидемии. Инфекционные отделения крымских клиник в основной массе не могли принимать "тяжелых" пациентов.
Через три недели после введения ограничительных мер Сергей Аксенов сообщил, что на весь Крым подготовили около 480 коек для больных COVID-19. В основном - это клиники Симферополя, Евпатории, Ялты и Феодосии. Причем, обсерватории в Евпатории и "коронавирусное отделение" симферопольской больницы №7 планируют охранять силами россгвардии, дабы пациенты не сбежали. С аппаратами искусственной вентиляции легких ситуация непростая - на весь Крым их около 90 штук.
Бизнес для "своих"
Следующая причина, почему Аксенову не нужны "вирусные гости" из России, весьма банальная - деньги. В случае скачка заболеваемости придется вводить реальный карантин (сейчас действуют как бы отдельные ограничения) и закрывать все предприятия, что еще работают.
По "неожиданному совпадению" работают в основном фирмы, которые так или иначе связаны с Аксеновым и "спикером" оккупационного парламента республики Владимиром Константиновым, а также с кремлевской верхушкой. Функционируют строительные фирмы "Консоль" (давний бизнес Константинова), "Монолит" (формальные собственники - люди из круга Аксенова).
Отношение крымчан к российским гостям - неоднозначное. Симферопольцы, с которыми удалось поговорить "Апострофу", в основной массе - против российских туристов. Некоторые жители Южнобережья, напротив, приглашают знакомых россиян "пересидеть" эпидемию на полуострове, обещая размещение в своих мини-отелях.
"Противоречивое к этому отношение. С одной стороны, мы все боимся этой заразы. С другой стороны, местные хотят заработать. Нас тут и так со всех сторон обложили российскими правилами и запретами. Вдобавок сезон "ужался" буквально в три месяца. В этом сезоне мы вообще рискуем остаться без копейки", – призналась в беседе с "Апострофом" предприниматель из Ялты Валентина.
Дипломатические неудобства
Имеется еще одна причина, почему крымским коллаборационистам важно не допустить массового распространения вируса в республике. Согласно международному праву, регулирующему вопросы защиты населения в ходе вооруженных конфликтов, Россия как государство-оккупант полностью ответственна за обеспечение крымчан всем необходимым, включая и медицинское обслуживание.
"В соответствии с IV Женевской конвенцией, Россия как оккупирующее государство должна обеспечить достаточную гигиену и медицинскую помощь жителям Крыма. Россия обязана информировать международное сообщество о мерах, предпринятых для борьбы с распространением COVID-19 в оккупированном Крыму", – настаивают в Постоянном представительстве Украины в ООН.
В случае вспышки эпидемии на Москву посыпятся требования впустить в Крым представителей международных организаций для мониторинга ситуации. Москва гарантированно пойдет в отказ, но россиянам, которые хотят использовать эпидемию коронавируса для снятия санкций, лишние дипломатические трения вокруг Крыма сейчас не нужны.