Вследствие сильных ливней 22-23 июня на западе Украины - преимущественно в Черновицкой и Ивано-Франковской областях - разыгралась стихия: подтоплено около пяти тысяч домов, разрушены десятки мостов и сотни километров дорог, повреждены и уничтожены сельскохозяйственные культуры на площади более трех тысяч гектаров. Причины этой трагедии в интервью "Апострофу" объяснила управляющая директор международной неправительственной экологической организации 350.org в странах Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа СВЕТЛАНА РОМАНКО.
- Существует мнение, что главная причина страшных паводков в Карпатском регионе - варварское уничтожение лесов.
- Это так, и не так одновременно. Безусловно, масштабные и временами бессистемные вырубки карпатских лесов способствуют разрушительным паводкам. Однако эту причину некорректно ставить на первое место. Да, леса поглощают влагу и действительно сдерживают возможные паводки. Но это - в условиях традиционного для этой зоны характера осадков. Однако пока речь идет о нетипичном явлении: месячная норма осадков выпала за три дня июня. Леса, даже если бы их не вырубили, все равно не удержали бы такое количество воды, и паводок был бы неизбежен. В эти дни были разрушения дорог и дамб в Микуличине, Татарове, Ворохте, Яблунице, расположенных на территории Карпатского национального природного парка, где заготовительные вырубки не проводятся. Леса полноценные, но воду они не удержали.
- Тогда, какова настоящая причина?
- Изменения климата на планете. Человечество подошло к черте, когда добыто из недр и сожжено четвертую часть углеводородов планеты. Как следствие - выделяется углерод (СО2), который вызывает парниковый эффект, а затем меняется климат. В этом году ученые из Канады исследовали содержание углерода в воздухе за достаточно длительный исторический период - 23 миллиона лет. Оказалось, что на данный момент содержание углерода является рекордным. Научным языком - 412 частиц на миллион. Или более понятно - 412 мл углерода в кубометре воздуха. Это критично, поскольку пригодным для жизни считается уровень в 350 мл углерода в кубометре воздуха.
Тают вековые льды и снега Арктики, освобождая болота, насыщенные метаном. Они были законсервированы мерзлотой, сейчас метан из них высвобождается, парниковый эффект ускоряется цепной реакцией. Человечество стремительно движется к точке невозврата. В течение года-двух происходят климатические изменения, на которые раньше потребовалось бы десятки, сотни лет. Это обостряет также политическую, социальную и экономическую ситуацию во многих странах мира.
- Что в этом контексте можно сказать об Украине?
- Климат у нас обретает тропические признаки. В частности, это характерно длительными бездождевыми периодами, за которыми приходят сильные ливни. Общее годовое количество осадков при этом не меняется, но другим становится характер осадков. То, что мы наблюдали в Карпатах.
В Украине вдвое увеличилось количество климатических явлений - града, смерчей, ураганов и т.п. Инфраструктура населенных пунктов не рассчитана на сильные ливни, поскольку строилась в соответствии с другими климатическими реалиями. Скажем, сливные канализации не способны справиться с увеличившимися потоками. Подтопления становятся более частыми. Залитые по крышу автомобили на улицах городов - явление, которое когда-то носило чрезвычайный характер, но сегодня становится почти обыденностью.
Около 90% тяжелых экономических потерь в мире приходится не на такие явления природы, как извержения вулканов, цунами и землетрясения, а именно на паводки, наводнения, сильный ветер, ливневые дожди, град, засухи.
На прошлогоднем саммите ООН по изменению климата приводилась цифра: около 340 миллиардов долларов составляют в мире ежегодные убытки только из-за паводков. Но это не единственное явление, связанное с изменением климата. К ним относятся также опустынивание, резкое снижение запасов питьевой воды, изменение климата в сторону охлаждения и т.п. Скажем, теплое течение Гольфстрим "защищало" Европу, делая в ней климат более мягким: зима не слишком морозная, лето не жаркое. Но скорость Гольфстрима замедлилась. Теперь в Западной Европе, климат которой определяет близость Атлантического океана, лето становится засушливым, зима холодной. Даже в африканской Сахаре появились снегопады. Ранее холодные атмосферные массы с севера так далеко не заходили. Все эти процессы отражаются и на нас.
Климатологи создали карту-прогноз изменения климата. Что касается Украины, картина такова: до 2030 года для западных и центральных областей будут характерны именно крупные паводки, на юге и востоке будут происходить процессы, которые можно отнести к опустыниванию. Это нехватка осадков, высокие температуры воздуха.
Наши коллеги из ОО "Экодия" выяснили, что к 2100 году 34 украинских города могут быть частично затоплены, 6 городков и 62 села могут быть полностью затоплены, как и 200 тысяч га сельскохозяйственных земель. 75 тысяч людей рискуют стать климатическими переселенцами, ведь их дома могут оказаться в зоне затопления; 660 экологически опасных объектов и 98 объектов природно-заповедного фонда могут оказаться в прогнозируемой зоне затопления.
- Можно ли предотвратить разрушительные процессы или уменьшить их влияние?
- Это надо делать немедленно. Есть два пути: первый - сокращение выбросов парниковых газов, что означает переход на возобновляемые источники энергии, отказ от ископаемого топлива и постепенное закрытие шахт и ТЭС; второй - адаптация к изменению климата. Сейчас на Западе продолжают живо обсуждать "зеленый курс" ЕС, частью которого является адаптация к изменениям климата. Также в 2021 году ожидается новая амбициозная стратегия адаптации ЕС к изменению климата, которая заставит бизнес, города и страны ЕС адаптировать в свои системы управления постоянные климатические риски.
Однако такое впечатление, что в Украине эта тема пока интересна в основном профессионалам. И я не уверена, что широкие массы у нас хотя бы слышали о программах адаптации к изменению климата. Адаптацией на практике у нас занимаются считанные общины, как, например, в городе Каменское на Днепропетровщине. Сначала надо сделать оценку уязвимости населенного пункта к изменению климата, чтобы определить, в каких именно направлениях осуществлять адаптацию. И далее соответствующую программу адаптации должна разрабатывать и внедрять каждая община, город, село, поселок, ОТГ.
- Что можно сделать уже сейчас?
- Прекратить строить вблизи рек и озер. Придерживаться правового режима водоохранных зон. Отказываться от строительства на территориях, где экологические риски слишком высоки. Выполнять строительные нормы и даже менять их в сторону более жесткого контроля. Заниматься лесоразведением и городским озеленением - кровельным, вертикальным. Эффект возможен даже от небольших капиталовложений.
Реконструировать ливневые стоки в сторону увеличения их пропускной способности. Строить новые коллекторы, в частности с использованием инновационных технологий и материалов. Вообще распространять новые технологии в строительстве - проектировать и строить по формуле "ноль вредных выбросов, ноль потерь энергии".
Делать накопительные резервуары, в которые отводить большие массы дождевой воды, а затем ее использовать как техническую.
Мне лично нравится инициатива львовской общественной организации "Плато" - проект "Озеленение вертикальной стены городского пространства". Это пока кажется странным: зеленые сады и искусственные водоемы на крышах домов, трава на крышах, подвесные сады на стенах, публичные пространства, которые аккумулируют воду и разгружают ливневую канализацию. Дом-"губка", который впитывает избыточную воду во время сильных ливней, а затем эффективно ее использует - это наше будущее, и оно начинается уже сейчас.
Кроме того, пора отказываться от повсеместного асфальтирования и бетонирования публичных пространств, дворов домов, увеличивать использование тротуарных материалов, пропускающих воду, строго ограничивать и запрещать чрезмерную застройку, вместо этого, тщательно подходить к городскому планированию и зонированию территорий.
Где брать средства? Понимаю, что государственный бюджет сейчас ориентирован на другие приоритеты из-за кризиса, но нужно все же планировать в бюджете расходы на сокращение выбросов и адаптации к изменению климата, так же как и привлекать инвесторов. Это не просто, потому что построить тот же коллектор - это невыгодно, в отличие от жилого или офисного строительства. Но строить надо. Уже подсчитано: на каждый вложенный в программу адаптации к изменению климата доллар общество будет иметь шесть долларов выгоды в виде уменьшения потерь от стихии.
- В последние годы в колодцах по всей Украине массово исчезает вода.
- Это также последствия изменения климата. Питьевой воды становится меньше во всем мире. Климатологи предрекают сильный ее дефицит в последующие 30 лет.
Есть такое понятие, как показатель водяного стресса. В Украине он очень низкий и составляет 1,0 тыс. кубометров воды на человека. Для сравнения: в Польше этот показатель - 1,6 тыс. кубометров на человека, в скандинавских странах - три и более тысяч кубометров. Причем в той же Польше, когда так же начала исчезать вода в колодцах, на правительственном уровне были приняты меры: ограничили мытье машин, ограничили поливы зеленых насаждений и т.п. Использование артезианской воды с самого начала - под жестким контролем, у нас оно - вообще неконтролируемое. Украина, по прогнозу, к 2050 году может начать импортировать питьевую воду.
Впереди новое явление - климатические беженцы. По данным ООН, таких к 2050 году в мире будет около 250 миллионов человек. Кто-то будет пытаться переселиться и в Украину - именно из-за более благоприятного для жизни климата.
Впереди - войны за воду, за ресурсы в целом, и за территории с лучшим климатом. Разумеется, на все проблемы универсальный рецепт не выписать, но давно пора задумываться над нашим будущим.
Паводки и наводнения - это комплексная проблема, однако лишь небольшая часть тех угрожающих последствий изменения климата, которые нас ждут в будущем. Чтобы их решить, нужна национальная и местная стратегии адаптации к климатическим изменениям, совместные действия городской власти, бизнеса и граждан, а также значительные финансовые ресурсы.