Сильные ливни, которые обрушились на запад Украины, привели к масштабным наводнениям в нескольких областях. По состоянию на 25 июня большая вода в Карпатах унесла жизни трех человек и привела к разрушениям жилых и хозяйственных построек, дорог, мостов. По мнению экологов, трагедия произошла из-за бесконтрольных вырубок карпатских лесов, которые перестали задерживать воду с гор. О том, как бушевала стихия и чего ждать дальше, рассказывает "Апостроф".
Такой беды мы не помним
Сильные дожди 22-23 июня стали причиной наводнений в Ивано-Франковской, Черновицкой, Львовской и Закарпатской областях. Сообщалось о трех погибших. По данным ГСЧС (по состоянию на утро 24 июня), подтоплены 197 населенных пунктов (Ивано-Франковская - 165, Черновицкая - 18, Львовская - 8, Закарпатская - 3), в которых пострадали более пяти тысяч строений. Затоплены тысячи колодцев, подвалов, размыты поля и огороды. Разрушены сотни километров дорог и сотни мостов. 34 населенных пункта в Черновицкой области и 29 в Ивано-Франковской области оказались отрезаны от окружающего мира.
В Верховинском районе без дорожного сообщения с внешним миром оказались 19 населенных пунктов. В районе сел Дземброня и Красник в блокаду попали около 40 автомобилей с туристами из других регионов. Во многие места можно добраться разве что на вертолете. В Галиче из местной больницы из-за затопления эвакуировали больных, в том числе и зараженных коронавирусом.
Во Львовской области пострадали около сотни жилых домов, в Закарпатской – около семидесяти.
Статистика обновляется постоянно и на момент выхода данной публикации картина наверняка будет иная. К тому же, зона бедствия расширяется: вышедший из берегов Днестр подтопил ряд прибрежных сел в Винницкой и Хмельницкой областях.
Жители пострадавших населенных пунктов с ужасом вспоминают начало наводнения.
"Все случилось около шести вечера (во вторник 23 июня, - "Апостроф") буквально в считанные секунды: я была в летней кухне, вдруг послышался сильный шум. Выглянула – ручей на моих глазах выходит из берегов. Я побежала к соседям – предупредить, но вернуться обратно уже не смогла. Улица превратилась в реку, которая сбивала с ног. Возвращалась уже огородами. По улице потоком несло деревья, иные толщиной с ведро, даже с корнями, ветки, разный мусор… Какая-то колода застряла между забором и ореховым деревом, начала обрастать мусором… Может, это и спасло. Образовалась запруда, которая отбивала от хаты поток, иначе деревянная хата могла бы не устоять – так бы и поплыла. Курятник уплыл вместе с курами, зацепился в конце огорода. Воды в хату зашло относительно немного, технику мы успели поднять – холодильник. У соседей хуже: им тоже нанесло мусора, но в таком месте, что вода пошла в дом. Полдома ила, они его ведрами черпают и выливают в окна. Такой беды я не помню. Что-то похожее было в 1991-м. Но сейчас страшнее. Наше село подтапливало со стороны реки Прут, а сейчас – со стороны леса. Картошка в огороде у меня была – в бедро высотой. А сейчас из ила торчат верхушки в пять сантиметров, и то не везде. И курятник перекошенный над всем этим, как надгробие. Страшно...", – рассказала в телефонном разговоре корреспонденту "Апострофа" Юлия Попович, жительница села Ревно – одного из наиболее пострадавших от наводнения населенных пунктов Черновицкой области.
Уже сейчас мы задаемся вопросом: только лишь силы природы стали причиной столь больших потерь? Как пояснили "Апострофу" экологи, Прикарпатье является лидером по вырубке лесов. В результате горы перестали задерживать дождевую воду, которая немедленно попадает в реки, приводя к масштабным паводкам.
Читайте: Леса будут уничтожать, пока не случится карпатский "Чернобыль" - эколог
Нынешний уровень опасности соизмерим с наводнением 2008 года
"Я помню наводнение 2008-го, я тогда торговал в Черновцах на Калиновском рынке. Река Прут вышла из берегов, затопила часть торговых рядов. В некоторых павильонах вода едва не доходила до потолка. Много товара тогда пропало. Текстиль пробовали стирать, но это не спасало – так и выбросили. Быттехнику как-то просушивали и продавали по самым бросовым ценам, лишь бы забрали. Тогда это была трагедия. Сейчас уже люди научены – и подготовились. Многие, как будто что-то чувствовали – за два-три дня начали вывозить товар либо поднимали его повыше. Но, потери все равно будут. Вчера воды на рынке не было, сегодня с утра тоже не было, а к обеду поднялась метра на полтора. Поплывут машины, магазины…", - рассказывает "Апострофу" житель Черновцов Игорь Лавренюк.
Наводнения в Карпатах – явление, увы, хорошо знакомое. В иной год меньше, в иной больше, а когда и вовсе катастрофа. И всякий раз возникает вопрос: как прекратить бесконтрольные вырубки карпатских лесов, нарушающие природный баланс в регионе.
Прежде всего нужна политическая воля. Ее не было при прежних президентах, нет, похоже, и при нынешнем. Год назад Владимир Зеленский пообещал прекратить варварские вырубки. А тогдашний помощник президента Андрей Ермак озвучил планы команды таким образом: "Безусловно, мы знаем об этой проблеме, и команда президента Зеленского сделает все необходимое для того, чтобы эти ужасные действия по вырубке лесов были остановлены". Но, как видим, не сделано практически ничего – варварские бессистемные лесозаготовки в Карпатах продолжаются.
"Апостроф" писал о том, что на пост замминистра энергетики и окружающей среды метит Иван Рыбак. По иронии судьбы, этот человек – будучи депутатом Верховной Рады прошлого созыва – уже возглавлял подкомитет по вопросам мониторинга окружающей природной среды комитета Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. А ранее – возглавлял Государственную экологическую инспекцию в Черновицкой области. В той самой, где сейчас бушующая стихия приносит огромные убытки. Похоже, не слишком результативным экологом оказался господин Рыбак. Кроме того, он был депутатом в "Блоке Петра Порошенко" и, как уверяют знающие его люди, остается убежденным сторонником Петра Алексеевича. Но это не мешает Офису президенту и Кабмину рассматривать его кандидатуру на высокий пост в правительстве. Это ли тот человек, который поможет президенту "остановить бензопилу" в Карпатах?
Один из ключевых вопросов - это ответственность. Но пока местные жители не осознают, что уничтожать лес - это большое зло, ни один карательный механизм, ни один штраф их не остановит.
Сегодня социальные сети полнятся ужасными кадрами: плывущие по рекам дома, разверзающиеся под ногами людей дороги, селевые лавины и ломающиеся под их напором бетонные мосты. Природа умеет наказывать за пренебрежение к ней. Понимают ли это украинцы? Понимают ли это жители карпатского региона? Наша беда и в неспособной аморфной власти, и в плутоватых бизнесменах, и в равнодушном гуцуле с "пиратской" бензопилой.
"Каждый второй-третий раз, как я туда ехал (в Карпаты, - "Апостроф"), я видел опергруппу, описывающую левый "кругляк". Я уже молчу о десятках ЗИЛов и повозок, которые ежедневно вывозят тонны леса… Что мне ответили (местные) на мой вопрос: что вы будете делать, когда лес закончится? "А ничего не буду делать! Леса на всех хватит!" – отметил блогер Виктор Дацко.
Так мыслят коренные жители Карпат. Отчасти, это и те люди, чьи дома в эти дни плывут по обезумевшим от возмущения и боли горным рекам.