На прошлой неделе в Украине стартовал новый учебный год 2020-2021. Правда, в "красных" карантинных зонах страны школы, вузы и садики остаются закрытыми. Тем не менее, большинство учебных заведений начали работу традиционно 1 сентября. Однако сам учебный процесс нетрадиционный: в связи с пандемией коронавируса Минздрав разработал для школ перечень карантинных правил, которые должны выполнять ученики и педагоги, чтобы противостоять вспышке COVID-19. На бумаге все выглядит стройно: дезинфекция, социальная дистанция и прочие "радости" карантинного быта. Но работают ли в реальности в школах эти правила и что с ними не так, разбирался "Апостроф".
Правила для всех
Рекомендации Минздрава по организации учебного процесса изложены в постановлении главного санврача Украины от 22 августа 2020 года №50. Согласно этому документу, они касаются трех сторон учебного процесса: директоров, педагогов и самих учеников.
Для директоров. Администрации школ должны обеспечить регулярную термометрию и средства индивидуальной защиты для всех работников учреждения. Кроме того, для разных классов должны быть разные часы занятий и перемены, а если школа многоэтажная, то идеально развести учеников по разным секторам. Также администрация обязана следить за наличием в санузлах жидкого мыла и бумажных полотенец – никаких предметов гигиены общего пользования. Ну и, конечно же, все работники школы должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты из расчета 1 маска на 3 часа работы, а если школа находится в "оранжевой" зоне, то педагогам рекомендовано носить защитные щитки.
Кроме того, руководители школ обязаны обеспечить посменный график питания учеников и размещение за столами не более четырех детей.
Для учителей. Педагоги, по возможности, должны проводить уроки на свежем воздухе. Если урок все же прошел в аудитории, то помещение необходимо проветривать в течение 10 минут после каждого занятия, а также дезинфицировать все поверхности.
Для учеников. Тут все просто: ученики должны находиться в школе в масках. При этом, во время самого урока маску можно снять, но перемещаться по территории школы, например, на переменах, необходимо только в маске. Правда, ученики 1-4 классов, по заверениям министра здравоохранения Максима Степанова, масками могут не пользоваться вообще.
Ну и, конечно же, все участники образовательного процесса должны пользоваться антисептиками (дозаторы устанавливаются на входе в школу) и мыть руки перед уроками.
Родители крайние
Как следует из постановления главного санврача, ответственность за "выполнение противоэпидемических мер" целиком и полностью ложится на руководителя учебного заведения. Однако антисептики, маски, защитные щитки и вот это вот все – это дополнительные расходы. Где их взять?
Премьер-министр Денис Шмыгаль призывает не паниковать. Мол, школам из государственного бюджета каждый год выделяется образовательная субвенция, вот ее и можно пощипать.
Но дело в том, что согласно статье 1032 "Бюджетного кодекса Украины", целевое назначение образовательной субвенции – "оплата труда с надбавками педагогических работников", а не закупка масок и антисептиков. Наверное, было бы логично, чтобы деньги на эти нужды были выделены образованию из фонда борьбы с коронавирусом… Но исполняющий обязанности министра образования Сергей Шкарлет заявил, что из этого фонда его ведомству ничего не выделяли, хотя Минобразования и просило у Кабмина 2 миллиарда гривен. Но не все так плохо. По словам Шкарлета, возможно деньги поступят и... возможно в октябре. Правда, сейчас фонд борьбы с коронавирусом… пуст.
Но такие мелочи не помешали чиновникам-ревизорам накануне 1 сентября промониторить школы на предмет эпидемиологической готовности к учебному году, о чем отрапортовал Денис Шмыгаль.
Кстати, показательный случай произошел 3 сентября на селекторном совещании у президента. Так, Владимир Зеленский "поинтересовался обеспечением школьников средствами индивидуальной защиты". Вероятно, президент не знал, что в Кабмине никто и не обещал обеспечивать школьников этими средствами. Только педагогов, да и то, за счет администрации школ. Впрочем, это не стало помехой для премьера чтобы заверить президента в том, что масок хватит на всех.
Вот и выходит, что если "верхи" требуют, но денег не дают, то по старой доброй украинской традиции, за все платят родители.
"Требуют через родительские комитеты. Придумывают разные вещи, например, давайте поставим в классе кварцевую лампу. Но требовали деньги и раньше, без этого вируса, на все что угодно. Просто появилась еще одна статья расходов", - поясняет "Апострофу" юрист общественной организации "Батьки SOS" Роман Бондаренко.
"На антисептики, к счастью, никто скинуться пока не просил, но это пока. Вместо этого администрация школы попросила родителей скинуться на установку сушилок для рук в туалете", - говорит "Апострофу" отец второклассника из Запорожья Андрей.
"Дело в том, что государство возложило ответственность за закупку антисептиков и средств защиты на местные власти, а денег не выделило. Да, там, где громады большие, у них есть возможности это профинансировать, а у маленьких громад такие возможности не всегда есть", - добавила в комментарии "Апострофу" глава Ассоциации руководителей школ Елена Онац.
То обстоятельство, что некоторые местные власти просто "отморозились", подтверждает "Апострофу" педагог из Мелитополя Юлия Сидорина.
"В нашем случае местные власти не выделяли ничего. Непонятно кто вообще должен покупать эти антисептики. Все перекладывают на местные власти, а местные власти говорят, что это обязанность школ, а школы говорят, что родители… В общем, крайних не найдешь, а если будут какие-то проверки, то отвечать будет, конечно же, директор школы. Вот и выходит, что частично покупает школа, а частично родители. Кроме правил, поддержки сверху нет", - жалуется Сидорина.
Но даже в столице, где местный бюджет самый большой в Украине, родители школьников настроены пессимистично.
"Антисептики и все необходимое есть на первый месяц. Как будет дальше - неясно. Директор надеется, что государство еще докупит. Если не докупят, то, возможно, тоже придется самим об этом думать", - говорит "Апострофу" мама двух киевских школьников Юлия Кучерова.
Впрочем, каким бы путем школы не приобрели антисептики и средства индивидуальной защиты для учителей, без этих артефактов коронавирусной реальности ни одна школа не начала свою работу. Но как быть с остальными правилами Минздрава? Выполняются ли они?
Проблемы на каждом шагу
По словам педагогов и самих родителей, выполнять рекомендации Минздрава приходится. Ведь если что-то будет не так, с администрации школы спросят.
"В школе сделали 5 выходов. Младшая школа заходит отдельно от старшей. В школу родители не допускаются. Дети на переменах из класса выходят только в случае необходимости. Некоторые уроки проводят на улице. Так, у моего ребенка сегодня английский был во дворе школы", - отмечает Юлия Кучерова.
Однако реализация правил на практике - то еще "удовольствие".
"У нас сейчас стоит жара 36-37 градусов. А дети должны весь день сидеть в классе, ведь каждый класс должен быть изолирован и переходить из аудитории в аудиторию нельзя. Весь день дети сидят в одном кабинете, а кондиционера там, конечно же, нет. Да, есть рекомендация проводить уроки на улице, но и на улице по такой жаре детям очень тяжело, они трудно это все переносят", - отмечает Юлия Сидорина.
Что касается регулярного проветривания классов, то и здесь есть проблемы.
"У нас проблемы с постоянным проветриванием: школа маленькая, классы маленькие, и во время проветривания детям приходится выходить в коридор, а ведь этого тоже нельзя делать, чтобы не было скопления учеников. И мы не знаем куда девать детей во время проветривания", - жалуется "Апострофу" учитель из Броваров Алла Кулик.
Постоянно дезинфицировать поверхности после каждого урока также проблематично.
"Это все ложится на техперсонал школы, но дополнительных рабочих рук никто ведь не выделяет. Грубо говоря, как было на каждый этаж по одному работнику техперсонала, так и осталось. И теперь им приходится делать объем работы в два раза больший за те же самые деньги", - добавляет Сидорина.
Более того, из-за рекомендаций посменного питания в столовых, иногда страдает сам учебный процесс.
"У нас столовая небольшая и дети кушают по графику. Но если раньше они могли все вместе кушать на перемене, то сейчас приходится даже на уроках ходить в столовую, чтобы выходить из ситуации", - резюмировала Алла Кулик.
Ну и наконец самое "вкусное" - регулярную термометрию, как прописано в рекомендациях, даже в столице делают не в каждой школе.
"Я спрашивал у сына, и он говорит, что за все три дня обучения ему на входе ни разу не меряли температуру, - рассказывает "Апострофу" отец киевского школьника Виктор. – Хотя, администрация сделала 4 входа в помещение школы, что, конечно, хорошо, но, вероятно, поставить возле каждого входа сотрудника с термометром слишком накладно. Сыну в школе сказали, чтобы мерял температуру сам дома перед уроками".