Народный депутат от партии "Слуга народа" АЛЕКСАНДР КАЧУРА в эфире Апостроф Live поделился мыслями по поводу стратегической программы реинтеграции Донбасса сроком на 25 лет, которую готовит правительство, и выразил свое мнение относительно бюджета на 2021 год, который рассматривает Верховная Рада в первом чтении.
- Какие у вас впечатления от выступления чиновников - Резникова и Шкарлета и от презентации проекта реинтеграции Донбасса? Какие перспективы она имеет?
- В отличие от предыдущих выступлений, вице-премьер-министр Резников, врио министра образования Шкарлет, а также министр финансов Марченко были подготовлены. Они отвечали на все вопросы, которые звучали в зале. То есть они говорили по сути, а не, как говорится, воду лили.
Меня, в принципе, устроили ответы на мои вопросы. Такая же позиция у большинства коллег.
Главное, чтобы у нас слова не расходились с делами, чтобы выполнялось все, о чем мы договариваемся в стенах парламента. Об этом и шла речь во время выступлений этих чиновников.
- Возвращение умов и сердец за 20-25 лет - это и есть план "Б", о котором говорили?
- Господин Резников сказал свое личное мнение по этому поводу. Действительно, если говорить о полноценной реинтеграции Донбасса - то это весьма длительный процесс. Мы потеряли очень много времени. Уже шесть лет наши территории находятся в оккупации. Изменилось отношение тех граждан, которые проживают на неподконтрольных территориях, и к тому, что происходит в Украине, и к пребыванию этих территорий в самой Украине. Здесь надо проводить очень большую информационную работу.
- Господин Резников призвал к мудрому решению по законопроекту о выборах. Как вы считаете, какие там могут быть альтернативы?
- Мною еще два месяца назад были зарегистрированы изменения в постановление. Я еще тогда говорил, что мы сделали большую ошибку и фактически дали Российской Федерации козырь в руки для того, чтобы блокировался переговорный процесс.
Я считаю, что мудрым решением будет принятие предложенных мною изменений в четвертый пункт. К сожалению, мы уже не сможем провести выборы на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей. Истекли соответствующие сроки, отпущенные для формирования комиссий и выдвижения кандидатов. По объективным причинам, это реализовать уже невозможно.
Но одновременно мы можем исключить из постановления всевозможные политические лозунги. Я очень поддерживаю господина Резникова в том, что постановление - это акт одноразового действия. Оно закончит свое действие в момент завершения выборов. Мы ничего не выиграем, если в четвертом пункте постановления будут прописаны какие-то политические лозунги, но не будет ссылки на Конвенцию ООН и ОБСЕ.
Читайте также: На Донбассе умирают не только наши ребята, но и те, кто воюет против нас - Леонид Кравчук
- Что касается бюджета: сегодня в Раде прозвучала такая фраза, что это "бюджет смерти". Что вы думаете по этому поводу?
- Это отдельные манипуляции политиков. "Бюджет смерти" - это мем, который придумали в партии "Голос". Сегодня они такие брошюрки по столам разложили.
Понятно, что есть партия власти, а есть оппозиция. Оппозиция всегда говорит о том, что это совершенно неправильный бюджет, что все плохо, что расходы увеличиваются в неправильном направлении.
Единственное, в чем я однозначно согласен с коллегами из других политических фракций, - надо проводить коммуникацию перед тем, как вносить такие документы. Министр финансов не проводил такую коммуникацию. Даже с представителями партии, которая его назначила и делегировала.
Во-вторых, мы должны значительно увеличить расходы на медицинское направление, потому что мы еще даже не понимаем, что будет с пандемией коронавируса. Если у нас в Киеве уже загружено 75% койко-мест, будет трудно прогнозировать, что будет дальше. Для этого нужны средства из государственного бюджета: прежде всего для того, чтобы поддерживать украинских медиков.
- Звучат упреки в создании дефицита бюджета и дефицита Пенсионного фонда, который составляет 270 млрд гривен. Каково ваше отношение к таким цифрам?
- Я хотел бы увидеть, как будет покрываться этот дефицит. Действительно, мы имеем высокий дефицит госбюджета: согласно внутренним нормативам, это около 7%. Согласно нормативу МВФ, если дефицит бюджета составляет более 4%, то наши кредиторы могут и не выдавать внешние заимствования.
Поэтому я бы хотел услышать ответ, что мы будем с этим делать. Я абсолютно уверен, что бюджет еще будет изменен в стенах парламента и существенно изменен. У нас должны быть предусмотрены программные шаги того, как этот бюджет покрывать. Это борьба с контрабандой, нормальная работа Государственной налоговой службы, скрутки НДС и тому подобное.
Я, кстати, предложил руководителю таможни обратить внимание на то, как боролись с контрабандой в других странах. Если ввести инновационные решения, такие как GPS-системы, например, сразу можно увеличить доходы в госбюджет от 2 миллиардов долларов в год. Таким был опыт Азербайджана: они дали такую сумму только за первый год с момента установления этих систем. Есть опыт - пусть его изучают.
Слаженная работа нужна для того, чтобы увеличивались поступления в государственный бюджет. Мы могли бы за счет этого повышать социальные гарантии - это пенсии, прожиточный минимум, который должен составлять не менее 40% от средней зарплаты.
Соответствующий законопроект я ранее зарегистрировал, но учитывая дефицит, понятно, что нельзя поднять прожиточный минимум более чем на 15% в этом году.
И если мы увеличиваем прожиточный минимум, то надо привести пенсию в соответствие с ним. У нас размер пенсии меньше, чем прожиточный минимум. За эти деньги не то что жить нельзя, за них нельзя даже умереть.
- Ваше личное отношение к смете.
- Мы можем проголосовать в стенах парламента за тот документ, который сегодня есть, и принять его исключительно за основу с последующими изменениями.