На Луганщине возле КПВВ "Станица Луганская" продолжают бушевать пожары, в частности возле села Нижнетеплое сдетонировали боеприпасы. О ситуации в регионе в эфире Апостроф Live рассказал глава Станично-Луганской РГА ЮРИЙ ЗОЛКИН.
- Какие последние данные по пожарам?
- Крупный пожар локализовали, однако пожарные и работники лесо-охотничьего хозяйства продолжают заливать отдельные источники огня. Опять поднялся ветер, поэтому то тут, то там возникают маленькие локальные пожары. Все работают, привлечено очень большое количество поступившей к нам помощи. Сейчас работают киевляне, люди из Чернигова и других областей, Донецкая область помогает.
Ситуация сейчас контролируется. Кстати, сегодня утром начал работу пункт пропуска "Станица Луганская", но поработал он где-то минут 30-40, так как оккупанты первую партию людей пропустили, а всех остальных начали возвращать. Они перекрыли путь, и сейчас на пункте пропуска, к сожалению, приостановлена работа в связи с тем, что оккупанты не пропускают людей в направлении оккупированной территории.
- Они как-то аргументировали отказ?
- Я с ними переговоры не веду, поэтому мне неизвестно, какую причину они выдумали. Сейчас люди в отчаянии, потому что они несколько суток находились в Станице Луганской. Мы оказали помощь всем желающим, в том числе помещения, кровати, питание и прочее. Нам также помогают благотворительные организации, наши международники, но это не дом, люди в отчаянии.
- Вы уже начали подсчитывать убытки? Возможно, есть какие-то предварительные цифры?
- К счастью, у нас погибших нет. Несколько семей потеряли жилье. Среди домов, которые полностью сгорели, есть несколько семей, проживающих постоянно по данным адресам. Все остальные дома были заброшены, люди проживали где-то в тылу, так сказать: либо на территории района или в Киеве или других городах.
Сейчас сельские и поселковые советы подсчитывают убытки. У нас несколько десятков домов сгорели, но подавляющее большинство - заброшенные дома. Первая причина - потому что территория домов загромождена сорняком, с которым несколько лет никто не боролся на приусадебных участках. Все оформляется, сельские и поселковые советы оформляют соответствующие акты. Люди должны обратиться с соответствующими заявлениями.
- Была информация о детонировании боеприпасов в Станице Луганской. Ситуация стабилизировалась?
- По состоянию на сейчас жилью угрозы нет. Вчера, например, ветер раздул пожар возле села Нижнетеплое, и в двух местах огонь подходил к селу. Но ситуация была прогнозируема, поэтому поднялось очень большое количество людей, обычных местных жителей. Работали подразделения ГСЧС, работали подразделения лесоохотничьего хозяйства, и поэтому ситуацию удержали, в частности благодаря реагированию людей.
Пожар при очень мощных ветрах чрезвычайно далеко выбрасывает искры, от которых дальше загораются те же пустыри. Но все сработали и удержали огонь.
У нас очень напряженная ситуация остается в Хуторе Песчаном. Эта территория на самом передке, так сказать. Она очень загрязнена взрывоопасными предметами, поэтому сейчас там очень ограниченные возможности отработки пожара.
В воскресенье, кстати, возникало возгорания в самой Станице Луганской. Чтобы все понимали, озеро, поросшее камышом, простояло все лето при сорокаградусной жаре, а вчера оно почему-то загорелось. Так же и на окраине Петропавловки: там была несанкционированная небольшая свалка. Вчера горела эта свалка, была угроза ферме, населенному пункту, но в течение дня все отработали, и ни один дом не пострадал.
- Что случилось в Нижнетеплом?
- Сегодня произошло еще одно возгорание между селами Артема и Нижнетеплое. Это территория, до которой последний пожар и близко не подходил. Произошло возгорание в лесном массиве, огонь очень быстро начал распространяться и перешел в поверхностный пожар. Огонь прошел два очень важных объекта: это очень мощный магистральный газопровод, по которому газ получает вся Луганщина, и очень мощная электроподстанция, к которой подключены несколько районов.
Слаженно сработали лесная охрана и ГСЧС. Очень быстро развернули необходимый объем техники и спасли и один объект, и другой.
Сейчас борьба идет на подступах к селу Артема и в направлении Петропавловки. Пожар почти локализован, сейчас еще есть многочисленные тления в лесном массиве.
Вообще, площадь возгорания примерно два гектара. Удалось удержать огонь на этой относительно небольшой площади. Огонь также прошелся по 15-20 гектарах сорняков и диких растений. Сейчас все работают, все на местах. Надеемся на лучшее, но здесь не было хозяйственной деятельности человека, там не было от чего возникать пожару.
- Есть версии о причинах пожара?
- Версии правоохранители будут устанавливать и отрабатывать. Сейчас мы спасаем лес и стратегически важные объекты.
- Детонации нет?
- Была детонация, потому что здесь проходили боевые действия в 2014 году. Была детонация не очень больших боеприпасов. Сейчас уже спокойно.
- Дополнительные силы привлекли?
- Да, областной штаб направил дополнительные силы. Десятка полтора техники работает: это и ГСЧС, и лесная охрана, и местные фермеры оказали помощь.
- В связи с пожарной опасностью и близостью боевых действий есть ли какие-либо планы относительно ускорения разминирования территории?
- Для того, чтобы вы понимали, наше лесоохотничье хозяйство - это более сорока тысяч гектаров земли. Большая часть этих земель, где расположены лесные участки, еще не обследована. Это очень большой массив.
И остается ряд сложностей: во-первых, наличие взрывоопасных предметов, во-вторых, у лесников не было доступа на некоторые участки более пяти лет. Когда начинаем заезжать в лес и заниматься тушением пожара, то поваленные деревья создают большие препятствия. Машина просто не может проехать, когда деревья повалены, они преграждают путь даже вездеходным машинам.