Прекращение гражданства Геннадия Корбана и его недопуск на территорию Украины – главный политический скандал за последние недели. Закономерно, у многих обозревателей и просто интересующихся политикой граждан это дело вызвало ассоциации с кейсом Саакашвили, когда в 2017 году тогдашний президент Петр Порошенко лишил гражданства своего политического оппонента, что вызвало возмущение в обществе и массовые протесты.
В этот раз многие люди также выражают возмущение из-за решения президента. Казалось бы, это справедливо: тайный указ подписан без публичного обсуждения и без четкого разъяснения его мотивации для общества. Также закономерно симпатии стороннего наблюдателя - на стороне "критика власти", чьи права государственный аппарат в лице президента грубо "ограничил".
Отдельные обозреватели связывают действия Владимира Зеленского со скандалом вокруг заявлений конгрессвумен Виктории Спартц. Якобы президент "отомстил" Корбану за "влияние" на американского парламентария. Некоторые комментаторы даже выражают опасения, что Украина может потерять поддержку Запада, который якобы очень обеспокоен жестом, демонстрирующим концентрацию власти в руках Офиса президента.
На самом деле, ситуация может быть диаметрально противоположной. Основания так считать мне дало общение с иностранными партнерами.
Во-первых, бросается в глаза отсутствие какой-либо реакции на скандал с Корбаном со стороны западных партнеров. Понятно, что в условиях войны европейцы и американцы пытаются воздерживаться от резкой критики украинских властей, чтобы не играть на руку российским пропагандистам. В то же время наши партнеры умеют намекать. Вспомним, например, заявления посольства США и послов G7 на вручение подозрения в госизмене Петру Порошенко. Западные институты немедленно дали сигнал, что за этим делом "внимательно следят", не давая прямых оценок действиям властей. В ситуации с Корбаном – полная тишина.
Во-вторых, указ президента о прекращении гражданства десяти человек явно вписывается в цепочку действий, направленных на очищение государственных органов от вероятной российской агентуры. Задержание эксруководителя СБУ в Автономной Республике Крым Кулинича, кадровые чистки в Службе Безопасности и Офисе генерального прокурора, увольнение Руслана Демченко - одного из родителей одиозных "Харьковских соглашений" и подозрения эксминистрам по делу этих же соглашений - все эти акты по явным и неявным признакам давления на украинские власти со стороны западных партнеров. Хронологически они совпадают с беспокойством на Западе относительно того, что западная помощь, в том числе военная, попадает в "надежные руки". Давление Запада на Украину с требованием вычистить российскую агентуру совпадает с подготовкой контрнаступления на фронте, для чего нам необходимы новые партии западного вооружения.
Включение Игоря Коломойского в список на прекращение гражданства – это, по информации отечественных инсайдеров, – прямое пожелание Соединенных Штатов. У правоохранительных органов США старые вопросы к украинскому олигарху и теперь решить их будет гораздо легче. Есть в указе Владимира Зеленского – и открытые агенты Кремля, такие как Вадим Рабинович.Из всей этой компании якобы выбивается только Геннадий Корбан - человек, среди широких масс имеющий репутацию "патриота", "защитника" Днепра от российской оккупации.
То, что этот имидж, по крайней мере, частично фейковый - выяснилось накануне, когда Вооруженные силы Украины официально заявили, что Геннадий Корбан не занимает никаких руководящих должностей в структуре Сил территориальной обороны. Политик оказался самопровозглашенным "руководителем Штаба терробороны Днепра". На самом деле Корбан, согласно решению Днепровского городского совета, возглавляет комитет содействия территориальной обороне. "Штаб" и "комитет содействия" - это две большие разницы, как говорят в Одессе.
Также никто почему-то не вспоминает, что в отношении Геннадия Корбана у наших западных партнеров были вопросы, равно как и в отношении Коломойского.
В ноябре аналитический центр Atlantic Council (близкий к Белому Дому и Демократической партии США) в прошлом году опубликовал статью, в которой высказывались беспокойство из-за "местных олигархических сетей", на деятельность которых власть закрывает глаза. Речь шла конкретно о мэре Днепра Борисе Филатове и Геннадии Корбане, которые, по оценке американских аналитиков, "на протяжении последних шести лет превратили регион в персональную вотчину ".
В статье говорилось и о бандитских действиях подконтрольной Филатову и Корбану Муниципальнойварте, из-за чего "Днепр стал одним из самых опасных мест для украинских журналистов".
Почти одновременно, в октябре 2021 года, британский журналист Тим Уайт обнародовал фильм-расследование "Россия возвращается в Украину: олигархи, криминалитет и местные элиты". В нем высказывается предположение, что Филатова и Корбана "втягивают в свою игру" россияне. Один из фактов – деятельность уже упомянутой Муниципальной варты, которую, как считают, курирует Михаил Кошляк – близкий соратник Корбана, депутат облсовета от пророссийской партии ОПЗЖ, владелец охранного бизнеса.
Британский журналист также обратил внимание, что советником Бориса Филатова долгое время был Валерий Чернобук – скандальный экспредседатель Апелляционного суда АР Крым, который во время аннексии полуострова россиянами активно призывал коллег к сотрудничеству с оккупационной администрацией. Настораживают и связи мэра Днепра с Русской православной церковью, которой городской голова предоставлял преференции, блокируя развитие общин ПЦУ.
Это только те факты, которые были вынесены в публичную плоскость. Очевидно, западные партнеры знают гораздо больше о "теневой" деятельности местных элит, которые за несколько месяцев до полномасштабного российского вторжения де-факто вывели ключевой регион из-под контроля центральной власти (об этом также говорится в расследовании Тима Уайта). Зачистка региональных элит от российской агентуры может быть одним из непубличных требований Запада для украинской власти. Лишение Корбана гражданства может быть составной частью этой "зачистки". Отсутствие публичной коммуникации в этом случае может быть лишним свидетельством масштабов злоупотреблений, шокировавших американских аналитиков.
Поэтому от способности президента довести начатое дело до конца зависит обороноспособность страны. Это касается как чисток в СБУ, так и чисток на местах.