RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Могут ли заказчики избегать сговора и коррупции на государственных закупках в системе Prozorro. Кейс "Энергоатома"

Заказчики торгов иногда принимают участие в схемах вынужденно

Заказчики торгов иногда принимают участие в схемах вынужденно Фото:

В последнее время все чаще возникают скандалы связанные с публичными закупками, в том числе проводимые на торгах в электронной системе "Прозорро" (ProZorro). Эта электронная площадка была введена на уровне закона "О публичных закупках" в 2016 году по инициативе общественных организаций (разработка началась еще в 2014 году). Цель: сделать прозрачными тендеры, проводимые государственными организациями, учреждениями, предприятиями, чтобы свести к минимуму возможности для недобросовестного использования средств и предотвратить коррупцию. Следует отметить, что за небольшой срок своего существования "Прозорро" доказала свою эффективность. Коррупция в госзакупках уменьшилась. Но заинтересованные в коррупции участники торгов научились эту систему обходить, придумывая разные схемы. К сожалению, в этих схемах принимают участие чиновники и правоохранители. Иногда сами заказчики услуг участвуют в схемах вынужденно, хотя о них знают. Как это происходит на примере государственного предприятия "Национальная атомная энергогенерирующая компания "Энергоатом" ( ГП "НАЭК" Энергоатом") читайте в материале "Апострофа".

Как работает Prozorro

Закупки через "Прозорро" происходят следующим образом. Заказчик публикует в Prozorro объявление о проведении тендера, где указывает, что именно, по какой цене и когда хочет приобрести. Информация публикуется на всех платформах системы.

Поставщики подают заявку на участие со своим ценовым предложением. В ходе трех раундов онлайн аукциона определяется победитель, предложивший наиболее экономически выгодную цену. Заказчик проверяет его предложение на соответствие условиям тендера и, если все хорошо, заключает договор о закупке.

В ряде случаев законом разрешено часть закупок производить без использования электронной системы. Но и в этом случае заказчик должен в Prozorro опубликовать информацию о результатах.

Открытость системы публичных закупок позволяет общественности мониторить и контролировать антиконкурентные и коррупционные нарушения в этой сфере.

Казалось бы, теперь с использованием системы "Прозорро" в госзакупках не будет коррупции. Но факты свидетельствуют об обратном.

Тендеры и "Энергоатом"

Один из крупнейших госзаказчиков Украины - Государственное предприятие "НАЭК "Энергоатом". Это компания, отвечающая за безопасное производство всей атомной электроэнергии в Украине и обеспечивающая 55% потребностей украинцев в электроэнергии, а в осенне-зимний период все 70%.

"Энергоатом" имеет в своем составе много разных предприятий, где работают тысячи рабочих. Поэтому, как нетрудно догадаться, у этой государственной компании большой потенциал для коррупции.

Но, что интересно, ГП "НАЭК "Энергоатом" стало первым среди государственных предприятий, которое подписало Меморандум с ОО "Прозрачные закупки" о построении в Украине прозрачной и эффективной системы государственных закупок. И произошло это еще до того, как государство запустило систему Prozorro.

Руководство "Энергоатома" разработало антикорупционную программу, которая была признана лучшей среди аналогичных документов украинских госпредприятий.

Но, несмотря на это, украинские СМИ за последние полгода неоднократно обнародовали информацию о завышении цен на тендерах "Энергоатома".

Согласно отчетам, в 2022 году ГП "НАЭК "Энергоатом" через электронную систему закупок (ЭСЗ проведено 3 111 тендеров на общую сумму около 12 млрд грн. (заключено договоров на 7,2 млрд грн.). За первый квартал 2023 года в ЭСЗ "Энергоатомом" проведено 972 процедуры открытых торгов на общую сумму 4,24 млрд грн (заключено договоров на 2,7 млрд грн).

Читайте также: Правительство усилило роль Prozorro в публичных закупках и упростило закупки для бизнеса - замминистра экономики

А теперь стоит привести несколько свежих примеров того, как производил закупки "Энергоатом".

Так НАЭК "Энергоатом" заказал у чешской компании Neria Energy sro материалы для очистного оборудования Ровенской АЭС на 318 тысяч евро. Цены закупки в пересчете на евро оказались на 15% больше предыдущих и в сделке нет НДС. По подсчетам журналистов, переплата составила 2,5 млн. грн.

Вот еще пример. В конце 2022 года "Энергоатом" провел большую закупку кабелей на 40 млн грн. Кабели покупали у фирмы "Интеркабель Киев", записанной на кипрский оффшор "Интеркабель Холдингз Лимитед". В данном случае без использования системы "Прозорро". Журналисты издания "Наши деньги" взяли цены закупленных кабелей в открытых источниках и умножили на заказное количество. Оказалось, что если бы "Энергоатом" покупал их по открытым ценам, то они стоили бы 18 миллионов гривен, или на 55% дешевле.

В этом году фирма "Интеркабель Киев" вновь засветилась в расследовании журналистов "Наши деньги" о закупках ГП "НАЭК "Энергоатом" по завышенным ценам. Так, по результатам тендера "НАЭК" Энергоатом" заключил соглашение с фирмой "Торговый дом "Инновационная кабельная компания" с уставным капиталом 500 грн по поставке кабельных гермопроходок для Ровенской АЭС стоимостью 53,93 млн грн. По данным журналистов, стоимость гермопроходок больше в полтора раза в долларовом эквиваленте, что никак не соответствует рыночным ценам.

И вот при чем здесь "Интеркабель Киев". Дело в том, что фирма "Торговый дом "Инновационная кабельная компания" была зарегистрирована в феврале 2022 года под названием "Фрейвил Делайт" в г. Вишневом Киевской области. Тогда основателем и директором был юрист Сергей Секо из Ровно. В августе 2022 года фирму переоформили нынешним названием в Петропавловской Борщаговке на Киевщине – основателем и директором фирмы стал Юрий Сергеевич Алешин из Киева. До этого лицо с такими ФИО числилось начальником отдела продаж Киевского региона фирмы "Интеркабель Киев".

Также "Энергоатом" через систему "Прозорро" купил турецкие электробусы на сумму 225 миллионов вместо более дешевых украинских.

ОП "Южно-Украинская АЭС" ("Энергоатом") 9 марта 2023 заключил соглашение на устройство защитных сооружений из мешков, вероятно по значительно завышенным ценам.

ОП "Хмельницкая АЭС" ("Энергоатом") 25 мая 2023 года заключил договор с КИП МУ-13 "Электроюгзападмонтаж" на ремонт сети освещения охранного периметра на 91 млн грн. По данным издания "Наши деньги" в смете ряд завышенных в полтора-два раза цен на товары.

"Дилеры" и "протеже"

Из приведенных примеров можно заключить, что участниками коррупционных схем на тендерах являются представители заказчика, то есть "Энергоатома". Но это не всегда так и не обязательно так. В ряде случаев сами заказчики являются заложниками определенных обстоятельств и принимают участие в коррупционных схемах вынужденно.

Так "НАЭК "Энергоатом" озаботился проблемой коррупционных рисков при закупке на тендерах необходимой специфической продукции и обратился с запросом в Минэкономики по этому поводу.

В документе "Энергоатом" приводит схему, по которой участники тендеров обходят публичные государственные закупки в системе "Прозорро". Вот цитата: "Отдельные "предприниматели" входя в определенный "сговор" с некоторыми производителями необходимой для "Энергоатома" продукции получают от производителей дилерские полномочия и далее проходят торги по следующей схеме. "Энергоатом" направляет запрос на получение ценового предложения на производителя, поскольку у производителя относительно "Энергоатома" уже есть "дилер", он передает этот запрос дилеру. Тот готовит письмо от имени производителя, указывая цену в три раза выше отпускной стоимости завода производителя. "Энергоатом", объявляет торги, определяя ожидаемую стоимость согласно сообщению производителя. На тендер приходит две фирмы: "дилер" и его "протеже" (здесь какого-то юридического подтверждения нет, есть только понимание этого, исходя из исторического аспекта осуществления закупок Энергоатомом, постоянно на торгах играет одна пара) осуществляют мнимый аукцион и почти без изменения цены выигрывает один из "дилеров" с явно завышенной ценой".

В этом же запросе "Энергоатом" жалуется на то, что правоохранители неэффективно расследуют такие дела, делают это годами, а со временем из-за тех же взяток дела просто закрывают.

Это доказывает, что система "Прозорро" сама по себе не предотвращает коррупцию. Она просто инструмент, поэтому участники тендеров в ряде случаев могут обходить ее нередко благодаря коррупции, со стороны контролирующих и правоохранительных органов.

Криминальная "Спецзащита"

Одним из крупных поставщиков для "Энергоатома" по контрактам является ООО "Инженерно-проектная-производственная компания "Спецзащита". Фирма поставляет оборудование, материалы и работы в сфере пожарной защиты. По данным системы Youcontrol "Спецзащита" заключила с "Энергоатомом" только в 2022 году контрактов на сумму 84 884 943 грн. За первый квартал 2023 года "Энергоатом" получил у "Спецзащиты" услуги на 1 923 180 грн.

В распоряжение редакции попал документ под названием: "Рекомендации по результатам проверки делового партнера ООО "ИППК "Спецзащита" от 30.10.2020 года. Документ подписан тогдашним директором по предотвращению и противодействию коррупции "Энергоатома" Олегом Полищуком. В Рекомендациях отмечено, что дальнейшее сотрудничество со "Спецзащитой" имеет высокие риски, поскольку это предприятие фигурирует обвиняемым в ряде уголовных производств.

Копия документа

Но что интересно, Олег Полищук, работавший в должности директора по предотвращению и противодействию коррупции, и вдобавок советником президента компании с 2014 года, был уволен как раз после того, как он направил в Национальное агентство по предотвращению коррупции и Министерство энергетики Украины сообщение о возможном нарушении Закона Украины "О предотвращении коррупции" руководством "Энергоатома". Но это отдельная история.

Теперь подробнее об уголовных производствах по "Спецзащите". В документе указано уголовное производство зарегистрированное в Едином реестре досудебных расследований № 32015230000000054 от 17.03.2015 года по ч. 3 ст. 212 УК Украины, которое вела ГФС. Производство было закрыто.

Также в документе упоминается уголовное производство зарегистрированное в ЕРДР №12015080160001452 от 28.10.2015 г. В нем указано, что должностными лицами ООО "ИППК "Спецзащита" путем предоставления недостоверных данных относительно расходов на работников, которые находились в ОП "ЗАЭС" в 2014 - 2015 годах, незаконно получены государственные средства на общую сумму 559 270 гривен.

Упоминается в документе и уголовное производство № 42019220000000485 от 26.07.2019 г. Оно касается крупного тендера "Центрэнерго" на поставку систем пожаротушения. "Спецзащита" обвиняется в завышении цен и конвертации средств. Сроки этого производства были продлены в январе 2022 года.

Но это не всё. Из открытых публикаций известно еще о нескольких уголовных производствах, в которых фигурирует "Спецзащита".

Например, Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины подозревает ООО "Инженерно-проектно-производственная компания "Спецзащита" и ООО "Пятая стража Киев" в приобретении противопожарного оборудования у фирм с признаками фиктивности и передачи неправомерной выгоды служащим Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины и ГП НАЭК "Энергоатом". Об этом говорится в постановлении Голосеевского районного суда Киева от 4 июня 2018 года.

"Спецзащита" также обвинялась в выполнении работ по обеспечению пожарной безопасности на объектах "Энергоатома" по завышенным ценам и ненадлежащему качеству. Проводит фиктивные операции с конвертационными фирмами. Присваивает государственные средства в коррупционном сговоре с ГСЧС и "Энергоатомом".

Следует отметить, что в сговоре со "Спецзащитой" подозревался чиновник ГСЧС - Новак Валерий Николаевич. (Копия определения суда с фамилией и должностью чиновника есть в распоряжении редакции).

Как известно, ГСЧС – это организация, которая принимает работы по пожарной безопасности, которые, согласно тендерам, проводит предприятие "Спецзащита". Если вы думаете, что по отношению Новака после таких серьезных обвинений были приняты какие-то меры (хотя бы отстранение от ответственной должности), то вы ошибаетесь.

Чиновник продолжает спокойно работать, более того, он совсем недавно даже консультировал общественный совет при ГСЧС.

Как и отмечал "Энергоатом" в вышеупомянутом запросе на Минэкономики - правоохранители довольно часто безрезультатно годами расследуют такие дела, а затем за взятки их закрывают. Вот и это производство по неизвестным причинам было закрыто.

Еще одно уголовное производство под № 42016000000000201, где фигурирует "Спецзащита", было открыто еще в 2016 году. В нем тоже инкриминируется уклонение от уплаты налогов, конвертация, фиктивные операции. О ходе этого дела также ничего не известно.

Из всего вышеперечисленного напрашиваются вопросы. Как компания с высокими коррупционными рисками, которая является фигурантом многих уголовных дел и относительно возможных антиконкурентных действий в отношении которой АМКУ инициировало расследование, годами побеждает в тендерах и получает от государства немалые средства? Только за 2022 год "Спецзащита " получила по разным контрактам 155 540 384 грн). И что делать в случае неэффективной работы и взяточничества в правоохранительных органах?

Два сапога пара

Между тем, избавиться от такого недобросовестного поставщика с букетом уголовных производств все же можно. Способ описало Минэкономики в упомянутом ответе на запрос "Энергоатома".

Минэкономики пишет: "пунктом 4 части первой статьи 17 Закона ( "О публичных закупках") предусмотрено, что заказчик принимает решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и обязан отклонить тендерное предложение участника в случае, если предприятие (участник ) в течение последних трех лет привлекался к ответственности за нарушение, предусмотренное пунктом 4 части второй статьи 6, пунктом 1 статьи 50 Закона Украины "О защите экономической конкуренции", посредством совершения антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов (тендеров)".

Что касается "Сецзащиты", то по имеющейся публичной информации Административной коллегией Юго-восточного межобластного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины принято распоряжение от 09.02.2023 № 54/6-рп/к о начале рассмотрения дела № 54/6-23 по признакам совершения ООО "ИППК "Спецзащита" и ФЛП Совгиря Р.П. нарушений законодательства о защите экономической конкуренции.

Как выяснила редакция, по этому поводу еще в 2021 году в АМКУ обращалась ОО "Антикоррупционная программа "Мониторинг". Общественная организация по нашей просьбе предоставила документы обращения и ответ АМКУ. (Имеются в редакции)

По данным общественной организации, признаки сговора в действиях участников процедуры закупки ООО "ИППК "Спецзащита" и ФЛП Совгиря Роман Павлович заключаются в следующем:

- оба участника совместно участвовали в двух закупках;

- в своих предложениях в подтверждение наличия материально-технической базы оба указанных участника указывают адрес одного и того же помещения, а именно Офисное помещение, г. Запорожье, ул. Заводская, 3 офис, 67 и Складское помещение, г. Запорожье, ул. Заводская.

- оба участника имеют совместных работников, а именно инженера-сметчика Хоменко Ирину Александровну, которая подготовила сводный сметный расчет стоимости объекта строительства, как для ООО "ИППК "Спецзащита", так и для ФЛП Совгиря Роман Павлович.

- оба участника пользуются общим оборудованием и расходными материалами, что подтверждается предоставленными к тендерному предложению идентичными Сертификатами соответствия.

- по анализу информации, содержащейся в открытых реестрах установлено, что в предоставленной Совгирией Марией Вячеславовной электронной декларации за 2019 год Совгиря Роман Павлович указан ее мужем, получившим доход в размере 518 470,00 грн от ФЛП Совгиря Роман Павлович, финансовую помощь в размере 150 000,00 грн, и заработную плату по основному месту работы в размере 62 710,00 грн от ООО "ИППК "Спецзащита".

Указанное свидетельствует, что Совгиря Роман Павлович работает в ООО "ИППК "Спецзащита" и одновременно является физическим лицом предпринимателем, который совместно с ООО "ИППК "Спецзащита" принимал участие в торгах.

Позже ОО "Антикоррупционная программа "Мониторинг" обратилась в АМКУ с просьбой ускорить рассмотрение заявления, поданного организацией.

Копия документа

Но для открытия дела по этому поводу АМКУ понадобилось 2 года.

Что ответил АМКУ

"Апостроф" обратился с запросом в АМКУ, в котором попросил прокомментировать ситуацию по поводу нарушений законодательства о защите экономической конкуренции со стороны ООО "ИППК "Спецзащита" и ФЛП Совгиря Роман Павлович, и проинформировать о рассмотрении открытого по этому поводу дела.

Также мы попросили предоставить статистику, сколько участников за все время существования системы "Прозорро" были привлечены к ответственности за антиконкурентные нарушения в государственных закупках.

Как отмечается в ответе АМКУ на запрос "Апострофа", среднем сроки осуществления органами Комитета мер контроля, в частности по выявлению нарушений в виде антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров составляют 6-24 месяца".

При этом в Комитете отметили, что по "Спецзащите" решение может быть принято уже в этом году: ынесение вопроса о принятии решения по делу № 54/6-23 на рассмотрение органа Комитета запланировано на второе полугодие 2023 года".

Всего количество решений, вынесенных органами Комитета по делам о нарушениях при публичных закупках в период с момента запуска системы публичных закупок Prozorro (с 01.04.2016) до 31.04.2023 года представлено в таблице ниже (сводные сведения об искажении результатов торгов АМКУ публикует тут).

Как отметили в АМКУ, одно принятое решение Комитета может включать в себя сразу несколько установленных нарушений в виде антиконкурентных согласованных действий при закупке. Например, в 2021 году Комитетом было принято решение по делу SAP в рамках которого было установлено 18 нарушений, а в 2020 году по делу "Интерпайп" – 42 нарушения".

Также АМКУ сообщило, что за нарушение Закона Украины "О защите экономической конкуренции" налагаются штрафы в размере до десяти процентов дохода (выручки) предприятия от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф.

Кроме ответственности в виде штрафа, согласно Закону Украины "О публичных закупках", заказчик также может отказать участнику в участии в процедуре закупки, о чем говорилось и в упомянутом ответе Минэкономики на запрос "Энергоатома".

Отметим, что по соответствующему решению суда результаты аукционов могут быть отменены.

Как бы то ни было, у "Энергоатома" есть возможность избавляться от рискованных контрагентов в случае активной позиции: постоянного анализа деятельности поставщиков, тендеров с ними, и обращений (в случае выявления нарушений) в правоохранительные органы и в АМКУ.

"Апостроф" направил запрос с соответствующими вопросами "Энергоатому" относительно того, какие действия и меры предпринимает компания для предотвращения рискованного сотрудничества с такими поставщиками как "Спецзащита".

В ГП "НАЭК "Энергоатом" нам ответили, что компания "не является распорядителем запрашиваемой информации в контексте Закона ".

***

После создания системы Prozorro общественные активисты радовались, что у украинцев наконец-то появилась возможность контролировать, насколько эффективно и честно государство тратит деньги. Но довольно быстро коррупционеры приспособились к реалиям и нашли способы обходить систему. Как сказал в комментарии "Апострофу" активист и участник боевых действий Олег Симороз: "Пока не начнут серьезно заниматься своей работой НАБУ и суды, чиновники будут продолжать воровать из бюджета. Ни одно коррупционное дело еще не закончилось посадками".

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів