Президент Владимир Зеленский на днях заявил, что Украина готовится к новому контрнаступлению. Мол, как только будет техническая возможность, мы сидеть не будем. В то же время, и враг готовит новые наступательные операции. На каких направлениях стоит ждать ударов россиян и на каком участке может быть контрнаступление ВСУ - своим мнением в эфире Апостроф TV поделился военный эксперт Роман Свитан.
Мы должны контролировать где-то 500 км логистики врага и уничтожать железнодорожную инфраструктуру. Поскольку очень сложно обеспечивать логистику без железножорожных путей. Но те боеприпасы, которые у нас есть, на данный момент не обеспечивают этой задачи. Нам для этого нужны полутонные боеприпасы, то есть ракеты.
Читайте: Что нужно для контрнаступления и что Украина уже способна обеспечить сама: озвучена стратегия
Поэтому и приходится всу массу вооружения и техники врага встречать на линии фронта. Здесь работает уже второй вариант - это достаточное количество боеприпасов к артиллерии и беспилотники.
По линии беспилотников мы сами себя обеспечиваем. Каждые сутки вдоль линии фронта работает 300-400 беспилотников. Хотя обещанных 3-4 тысяч в сутки пока еще не видно, но мы сдвинули это дело с мертвой точки. Плюс у нас и количество операторов увеличивается.
Что касается боеприпасов, тут есть проблема, которую нам помогают решать наши партнеры. Чехи нам обеспечивают полтора миллиона, еще миллион - страны Балтии, еще полмиллиона - Евросоюз. То есть механизм для поставок есть и мы, при благоприятных раскладах, можем выйти на 10 тысяч снарядов в сутки.
По ситуации на фронте. У россиян основная задача на этот год - выйти на границы Луганской и Донецкой областей. Сейчас у них активные действия на Бахмутском и Авдеевском направлениях. Это движения на Часов Яр и в сторону Покровска.
По Часовому Яру - россияне пытаются заводить в сторону Часового Яра штурмовую авиацию Су-25, но боятся использовать бомбардировщики. Но даже если и штурмовиками заскакивают, то очень быстро, потому что боятся наши ПЗРК. В то же время, мы не можем использовать там ЗРК, так как россияне их практически сразу же уничтожают. А завоевать превосходство в воздухе без F-16 невозможно. Потому и очень тяжелое положение в Часовом Яру. Россияне посадили пехоту на броню и пытаются двигаться бронегруппами. Причем с разных направлений. Они пытаются фронтально давить со стороны Бахмута и с флангов также пробуют.
Мы пока еще контролируем ситуацию по Часовому Яру, но очень тяжело. Исправить ситуацию может либо увеличение количества ЗРК, не возле Часового Яра, а в районе Константиновки, Дружковки, Краматорска и Славянска. Либо увеличение количества ПЗРК.
Контрнаступление будет?
Расположение линий фронта и то количество сил и средств, которое есть у противника, нам дает только одно, максимум два направления развития наступательных действий.
Теперь по направлениям - на востоке нам наступать нецелесообразно. Пока мы не решим вопрос с Крымом, выходить на Донбасс невозможно, так как удар из Крыма в спину нашим войскам вернет нас к стартовым условиям. То есть мы опять вернемся на Запорожское направление.
Поэтому исходя из конфигурации фронта, основная задача - освобождение Крыма. И дальше, после снятия тыловой проблемы, можно начинать движения в сторону Донбасса. Это перспектива как минимум на полтора-два года. При этом оптмальным вариантом движения, исходя из того же расположения фронта - с левого берега в сторону Скадовска, затем Армянска. Это все прекрасно лежит на карте и этот план военные могут разрабатывать.
Вопрос в наличии сил и средств для выполнения этого плана. Глубина около 70-80 км, а это значит необходимость авиации. Без авиационной компоненты никаких наступательных действий быть не может. Причем авиация должна подойти в достаточном количестве - хотя бы нескольких бригад - в районе 60-70 самолетов.
То есть сначала авиация уничтожает укрепрайоны, потом идет наземная операция, которая тоже потребует определенных сил и средств. И эти наступательные средства мы можем получить только от американцев, а того количества, которое нам передает Европа, достаточно только для удержания фронта, то есть для оборонительных действий. Поэтому любое наступление зависит от решения американского Конгресса.
Если говорить по срокам, то если к средине лета мы получим около 40-50 бортов, то можно уже думать о начале наступательных действий. Выполнять боевую задачу с форсированием Днепра и усиливать это направление. Плюс вопрос политической воли Белого дома. Мы напрямую зависим от решения президента США. Решится ли Байден нам передать пару бригад техники, чтобы обрушить российский фронт на левом берегу, после чего мы двинемся в сторону Крыма.
Читайте: Новое наступление России: генералам Путина придется выбирать между двумя вариантами