Сегодня на соборе епископов Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) был избран новый предстоятель церкви ‒ 69-летний митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский). Его избрали путем тайного голосования, которое проходило в два тура и началось с самого утра. Выборы в Трапезном храме Киево-Печерской лавры прошли спокойно, в отличие от митинга под воротами заповедника. Прихожан и протестующих, называющих московский патриархат «проклятием Украины», даже пришлось отделять друг от друга кордоном милиции. За выборами и накаленной обстановкой под Киево-Печерской лаврой наблюдала корреспондент А' ИРИНА ЛОПАТИНА.
Не мирные миряне
С самого утра под Киево-Печерской лаврой дежурили десять автобусов с сотрудниками правоохранительных органов. Около 300 милиционеров с щитами, в бронежилетах и касках сидели внутри автомобилей, а милиционеры в нескольких автобусах развесили свои шлемы на поручнях. Они охраняли собор епископов УПЦ МП, где должны были избрать нового предстоятеля церкви, который займет место первоиерарха УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодан), скончавшегося 5 июля. Как сообщил глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко, на собор приехали все 74 действующих епископа. Перед собором священнослужители провели панихиду по митрополиту Владимиру на Лаврском кладбище, где он похоронен.
Под воротами заповедника с 10.00 начали собираться разные митингующие. На одной стороне улицы стали группироваться люди с эмблемами политической партии «Народный рух Украины» (НРУ). Глава киевской городской организации НРУ Виктор Горбач назвал УПЦ МП «вражеской церковью». «Если церковь выступает против государства, то в нормальных странах ее бы просто запретили как террористическую организацию»,‒ сказал А’ господин Горбач, требуя, чтобы представители церкви выразили свою позицию относительно аннексии Крыма и событий на востоке Украины.
С другой стороны начали собираться прихожане, желающие поддержать УПЦ МП, помолиться о спокойном проведении собора и быстрейшем выборе нового главы. Когда к ним подошли члены НРУ и примкнувшие к ним люди, назвавшие себя «священниками и капелланами», сразу начали вспыхивать конфликты. Противников УПЦ МП обзывали «отщепенцами Филарета», а сторонников ‒ «православным спецназом». Разжигали спор и плакаты с надписями «Гундяев ‒ патриарх террористов!», «Московский патриархат ‒ проклятие Украины», «Московский патриархат ‒ не церковь Христова, а структура ФСБ».
‒ Не место в Украине государству-оккупанту! Кирилл ‒ патриарх диверсантов и террористов! ‒ кричал Виктор Горбач.
‒ Вы все ответите за эту войну! ‒ кричали ему собравшиеся женщины, насылая на оппонентов проклятия.
‒ Это у вас руки в крови! ‒ парировали им в ответ.
Некоторые прихожанки начали петь псалмы и молитвы, пытаясь заглушить крики митингующих. Около десяти женщин устроили импровизированный крестный ход по улице Лаврской с хоругвями и крестами в руках. Милиция, не вмешиваясь, следила за передвижениями людей. Кроме того, порядок охраняла конная милиция.
К 11.00 начали съезжаться священники со всех киевских храмов. Митингующие пытались доказать им необходимость создания единой Поместной Украинской Православной Церкви.
‒ На украинском языке почему не молитесь? ‒ добивались от них ответа.
‒ А вы знаете на каком языке молятся в православной церкви в Польше? ‒ спрашивал один из священнослужителей.
‒ На польском!
‒ Нет, на старославянском!
К Лавре также пришли около десятка человек из организации «Честное слово», просивших выбирать «пророссийских» кандидатов на пост главы УПЦ МП. Обсуждалась тройка фаворитов: местоблюститель УПЦ МП – митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский), митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич), митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий).
Кто-то из протестующих надел рясу, балаклаву и взял в руки пластмассовый игрушечный пистолет.
‒ Во имя Путина-террориста и голимого сепаратиста ‒ огонь! ‒ выкрикнул он.
Священники некоторое время наблюдали за этим, а потом заявили, что митинг проплачен, и они не понимают, в чем суть обвинений.
‒ У нас все проукраинские, все ‒ граждане Украины,‒ утверждал протоиерей Нестор Коломиец.‒ Единственная поместная украинская церковь ‒ это наша церковь, и мы готовы, чтобы те, которые от нас отделились, вернулись уже в единую Поместную Церковь.
Через 20 минут собравшиеся священники начали проводить молитвенное прошение на улице под руководством протоиерея, настоятеля храма княгини Ольги Всеволода (Рыбчинского). Некоторые митингующие подошли вплотную к группе священников и прихожан и, подняв над ними плакат оскорбительного характера, начали скандировать что-то про изгнание УПЦ МП из Украины. Кто-то из прихожан развернулся и вырвал плакат из рук, из-за чего началась толкотня. Чтобы не возникла драк, милиция создала кордон между митингующими и священнослужителями УПЦ МП.
Высокое избрание
Пока за стенами Трапезного храма выясняли отношения, в самом храме начался собор епископов. Георгий Коваленко сообщил, что предстоятель будет выбран в два тура тайным голосованием. В первом туре из 74 действующих епископов должны были избрать троих фаворитов, а во втором ‒ уже из числа этих трех ‒ должен был быть избран новый глава УПЦ МП. Сигналом того, что церковь получила нового предстоятеля, должен был стать колокольный звон с Великой Лаврской Звонницы. Прогнозировать, кто станет победителем, протоиерей не захотел, заявив, что шанс есть у каждого из епископов: «В Украинской Православной Церкви нет прокремлевских или пророссийских кандидатов, должны быть только процерковные и проевангельские». Интронизация нового предстоятеля пройдет в Успенском соборе Киево-Печерской лавры 17 августа. Георгий Коваленко заявил, что на церемонию будут приглашены все представители поместных православных церквей, но не сказал, приедет ли на нее глава Русской православной церкви патриарх Кирилл (Гундяев).
На улице у ворот заповедника митингующие продолжали скандировать «Чемодан! Вокзал! Россия!», в ответ же они слышали «Чемодан! Вокзал! Евросодом!». Однако избрания главы УПЦ МП митингующие так и не дождались — около 14.30 они ушли.
Около 15.00 первый тур голосования был окончен. В нем победили митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) (36 голосов), митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) (24 голоса), митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий) (9 голосов).
О том, что УПЦ МП получила нового предстоятеля стало известно в 15.55, когда на Великой Лаврской Звоннице начали бить в колокола. Звон длился 10 минут. Новым предстоятелем стал 69-летний митрополит Онуфрий (Березовский), за которого во втором туре проголосовало 48 из 74 епископов.
Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Орест Владимирович Березовский) родился в Черновицкой области в семье священника. В 1971 году он был пострижен в монахи. Служил в храмах Московской области, а в 1989 году стал наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры. В 2000-м году он получил сан митрополита Черновицкого и Буковинского. С 24 февраля 2014 года из-за болезни митрополита Владимира (Сабодана) митрополит Онуфрий стал местоблюстителем Киевской митропольской кафедры. Некоторые эксперты называют новоизбранного главу УПЦ МП «пророссийским» и отмечают его тесные связи с бизнесменом, народным депутатом Вадимом Новинским (Партия регионов).
Именно Вадим Новинский первым поздравил митрополита Онуфрия с избранием главой УПЦ МП. Буквально через 15 минут после завершения голосования черный автомобиль депутата въехал на территорию Лавры. К тому моменту поздравить митрополита Онуфрия успел и глава РПЦ Кирилл. Он утвердил решение собора епископов УПЦ, передав благословение митрополиту Онуфрию.
Новый предстоятель провел первый благодарственный молебен в Киево-Печерской лавре, а также прочитал первую проповедь в новом сане. В ходе проповеди он выступил с неожиданным заявлением ‒ сказал, что у него нет сил для новой должности.
«Я не вижу в себе сил, чтобы нести этот крест, который Господь возложил на мои плечи, но я надеюсь на ваши молитвы и поддержку»,‒ сказал митрополит Онуфрий (Березовский). Он также заявил: «Мы молимся Богу, чтобы Господь дал дух мира тем людям, которые воюют сегодня, чтобы они поняли, что убивать друг друга – это не есть заповедь Божья. К миру призывает нас Господь».