Власти Киева не отказываются от идеи провести масштабную реформу в жилищной сфере столицы. Отчитываясь о результатах 100 дней работы, глава Киевской городской государственной администрации Виталий Кличко вновь пообещал реорганизовать работу столичных ЖЭКов и создать в каждом районе предприятие, в состав которого войдут все эксплуатационные конторы. Вместе с тем, А' стало известно, что до конца года система обслуживания и диспетчеризации города может существенно измениться. Впрочем, эксперты уверены, что реализация намерений киевских властей не решит актуальные проблемы жилищного сектора города.
Новые старые заявления
Глава Киевской городской государственной администрации Виталий Кличко представил общественности отчет о результатах деятельности своей команды за 100 дней работы. За это время мэру города не удалось начать реализацию анонсированной им в конце июля реформы жилищной политики, основной целью которой является урегулирование взаимоотношений между властями, коммунальными жилищно-эксплуатационными конторами (ЖЭКами) и бытовыми потребителями услуг ЖКХ.
Однако господин Кличко снова заявил о планах по наведению порядка в этой сфере.Речь идет о создании в каждом из десяти районов столицы новой муниципальной организации ‒ «Руководящей компании по обслуживанию жилого фонда», на которой баланс будут переданы все коммунальные многоквартирные дома столицы.Директор департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА Дмитрий Новицкий пояснил А', что все ЖЭКи города «будут лишены права юридического лица», то есть будут интегрированы в структуру новых районных компаний. «Сейчас в каждом из десяти районов Киева своя система управления жилым фондом. Это усложняет координацию работы жилищно-эксплуатационных организаций и отражается на уровне их эффективности. Поэтому на первом этапе реформы мы намерены унифицировать эту систему. Для этого будет проведена оптимизация работы ЖЭКов»,‒ сообщил господин Новицкий. Чиновник также уточнил, что реорганизацию работы столичных жилищно-эксплуатационных контор планируется завершить до ноября текущего года.
Господин Кличко также пояснил, что киевская власть будет проводить открытые тендеры на право предоставления жилищных услуг между районными управляющими компаниями и другими организациями, среди которых могут быть и частные структуры.В КГГА уверены, что прозрачность процедур простимулирует развитие рынка жилищных управителей.
По данным КГГА, на начало 2014 года в Киеве работало 102 коммунальных ЖЭКа и 8 частных организаций по обслуживанию жилищного фонда. Общее количество сотрудников этих контор составляет порядка 14 тыс. человек. Они обслуживают жилищный фонд столицы, который насчитывает 11,5 тыс. многоквартирных домов. Из них около 900 домов управляются непосредственно жильцами через объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), а 1,1 тыс. зданий ‒ жилищно-строительными кооперативами (ЖСК). Остальной жилфонд столицы ‒ в коммунальной собственности.
Согласно закону № 1875-15 «О жилищно-коммунальных услугах», к жилищным относится около 18 видов услуг, которые формируют так называемую квартирную плату. Ключевыми из них являются обслуживание и содержание придомовых территорий, дератизация и дезинсекция подъездов и подвалов домов, текущие и капитальные ремонты крыш, фасадов и несущих конструкций зданий, управление лифтовым хозяйством, а также вывоз твердых бытовых отходов. Тарифы на жилищные услуги в Киеве устанавливаются для каждого конкретного дома. За обслуживание одного квадратного метра нежилой площади домов и территории киевляне платят коммунальным ЖЭКам от 2,8 до 4 грн в зависимости от этажности домов, услуги же частных организаций обходятся несколько дороже ‒ 4,5‒5,5 грн/кв.м.
Продолжение следует
Впрочем, А' стало известно, что реорганизация работы киевских ЖЭКов ‒ лишь один из этапов реформирования. По словам Дмитрия Новицкого, к весне 2015 года КГГА намерена создать единый диспетчерский центр, который будет не только заниматься автоматическим управлением лифтового хозяйства, но и реагировать на жалобы бытовых потребителей. «Такая диспетчерская будет подконтрольна городу. Соответствующее программное обеспечение позволит минимизировать человеческий фактор в управлении жилфондом. В частности, речь идет об автоматической системе управления лифтовым хозяйством. Кроме того, будут восстановлены переговорные устройства, а также оборудование, которое позволит создавать фото-картину рабочего дня коммунальных служб»,‒ уточнил директор Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА.
На третьем этапе реформирования предусматривается создание отдельной службы, которая будет контролировать работу новых коммунальных компаний, прозрачность проведения тендеров на предоставление услуг, а также соответствие их украинскому законодательству. «Такая служба будет заниматься в первую очередь проверкой уровня качества предоставляемых жилищных услуг,‒ пояснил Дмитрий Новицкий.‒ Этот орган станет работать по аналогии с уже упраздненной Государственной жилищно-коммунальной инспекцией (создана в 2009 году для контроля над деятельностью органов местного самоуправления в сфере ЖКХ и защиты прав потребителей коммунальных услуг; ликвидирована в 2011 году.‒ А'). Ее работа оказалась достаточно эффективной, поскольку деятельность инспекции была направлена на потребителя и отстаивание его интересов, а не позиции государственных структур и коммунальных служб. Думаю, служба с аналогичными полномочиями начнет работать в Киеве примерно через два месяца».
Реформа с двойным дном
Вместе с тем, предложенные Виталием Кличко инициативы вызвали резонанс в экспертной среде. В заявлениях киевских властей эксперты нашли и положительные моменты, и коррупционную составляющую, и отсутствие глобальных изменений работающей схемы управления жилищным сектором. «Я поддерживаю идею мэра города, поскольку до сих пор все действия любых властей не привели к демонополизации сферы жилищных услуг, а также не способствовали формированию института эффективных собственников,‒ уверен экс-министр по вопросам ЖКХ, глава Союза собственников многоквартирных домов Украины Алексей Кучеренко.‒ Централизация управления ЖЭКами ‒ временная, но необходимая мера, которая усилит роль структур управления городским хозяйством, позволит следить за тем, какие организации и компании привлекаются для оказания услуг населению. Никто не мешает при этом жителям многоквартирного фонда объединяться для управления своей совместной собственностью ‒ многоквартирным домом».
Тем не менее, реализация запланированных реформ может повлечь за собой отрицательные последствия, предостерегает член Общественного совета при Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ, член Координационного совета по вопросам развития ОСМД при КГГА Дмитрий Корчак. По его мнению, проведение тендеров по выбору исполнителя жилищных услуг, анонсированных Виталием Кличко, послужит поводом для выхода частных компаний в жилищный сектор, поскольку сама процедура предполагает демонополизацию роли коммунальных служб. «Предложенные реформы приведут к тому, что на рынке жилищных услуг появятся частные компании ‒ управители жилфондом, которые зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью. При регистрации они указывают в видах деятельности управление жилфондом, но нет никаких нормативно-правовых актов, которые бы регулировали их работу, а главное, прописывали бы их обязательства по предоставлению услуг надлежащего качества. Соответственно, в этом вопросе у нас есть риск повторить российский сценарий, при котором возможен произвол управляющих компаний»,‒ опасается эксперт.
По его словам, для того чтобы частная управляющая компания стала рентабельной, она должна обслуживать не менее 100 многоквартирных домов со штатом сотрудников не менее 20 человек. «Разумеется, в результате тарифы на жилищные услуги для бытовых потребителей вырастут в несколько раз. В странах Центральной Европы, где бизнес жилищных управителей понятен и прозрачен, обслуживание квартиры площадью в 50-70 квадратных метров обходится жильцам в 400 евро. У нас же резкий рост тарифов на услуги ЖКХ может привести к третьему “майдану”, но уже коммунальному»,‒ отмечает господин Корчак. По его словам, идею выведения управителей на рынок лоббируют крупные украинские застройщики, которые создают такие компании в новостройках.
Не видит реформаторских механизмов в намерениях киевских властей и координатор жилищно-коммунальных программ Гражданской сети «Опора» Татьяна Бойко. «Вряд ли инициативы КГГА можно назвать реформами. Скорее речь идет об оптимизации, которая, возможно, улучшит работу ЖЭКов в части их взаимоотношений с муниципалитетом. Но, к сожалению, ни одну реформу в жилищном секторе нельзя назвать эффективной, если в процессе ее реализации не участвует собственник жилья ‒ потребитель жилищно-коммунальных услуг. Думаю, что реализация анонсированных планов не решит глубинных проблем жилищной политики»,‒ подчеркнула эксперт.