Когда Андерс Фог Расмуссен возглавил НАТО в 2009 году, усилия Североатлантического альянса были сконцентрированы на урегулировании конфликта в Афганистане. Многие специалисты не видели перспективы восстановления мира в регионе и прогнозировали НАТО повторение судьбы Организации Варшавского договора. Тем не менее генеральному секретарю удалось не только сохранить и упрочить позиции альянса, но и закончить долголетнюю войну в Афганистане. Норвежца Йенса Столтенберга ввиду конфликта на востоке Украины, действий «Исламского государства» на Ближнем Востоке и ряда других угроз ожидают не менее сложные задачи.
Андерс Фог Расмуссен занял пост генерального секретаря НАТО 1 августа 2009 года, сменив Якоба Гейсберта де Хооп Схеффера. Против его кандидатуры выступала Турция, которая аргументировала свою позицию публикацией карикатур на пророка Магомета в датской прессе и нежеланием Дании прекратить трансляцию «повстанческого» курдского телеканала Roj TV. Эти вопросы, по мнению Анкары, находились в компетенции премьер-министра Дании, пост которого на то время занимал господин Расмуссен. Конфликт удалось урегулировать президенту США Бараку Обаме, который пообещал высокие посты в НАТО турецким представителям.
Сразу после вступления в должность новый генсек альянса отправился в Афганистан, где встретился с президентом Хамидом Карзаем и высшим руководством страны. На переговорах были обсуждены предстоящие президентские выборы 2009 года и вопросы дальнейшего сотрудничества. Результатом двусторонней кооперации стало проведение очередных демократических выборов 2014 года и окончание военной миссии альянса в декабре текущего года. «Я уверен, что силы безопасности Афганистана смогут полностью отвечать за безопасность страны к концу этого года, как и планировалось. Они руководили операциями уже весь прошлый год и продемонстрировали высокий уровень профессионализма»,– цитирует господина Расмуссена Voice of America.
Также в августе 2009-го была начата морская операция НАТО против сомалийских пиратов. В рамках операции «Океанский щит» в Аденский залив и Индийский океан были отправлены боевые корабли альянса и союзных наций. Изначально операция планировалась на короткие сроки, однако доказав свою эффективность, она дважды пролонгировались в 2010-м и 2012 году. В мероприятии участвовал также украинский фрегат «Гетьман Сагайдачный», который начал свою миссию в октябре 2013 года.
Следующим испытанием Андерса Фог Расмуссена стала гражданская война в Ливии. В апреле 2011 года силы НАТО начали действовать там по мандату ООН. Согласно Резолюции Совбеза ООН, союзники имели право уничтожать любые войска, предоставляющие угрозу для населения, только с помощью воздушных ударов. Для успешности наземных операций было предложено вооружить повстанцев, на что господин Расмуссен дал категорический отказ. «Мы в Ливии не для вооружения людей. Мы в Ливии для защиты гражданского населения от атак»,– прокомментировал свое решение глава альянса. В октябре того же года при активной поддержке с воздуха были разрушены последние опорные пункты сил Муаммара Каддафи, и ликвидирован сам полковник. Это знаменовало успешное свержение диктаторского режима и завершение миссии НАТО. Для самого региона тем не менее спокойной жизни не наступило. И по сей день в Ливии периодически вспыхивают различные столкновения: от небольших стычек до полномасштабных боевых действий.
3 октября 2012 года срок пребывания господина Расмуссена на посту генерального секретаря НАТО в связи с продемонстрированными успехами был продолжен еще на год. Напомним, глава Североатлантического альянса избирается на четыре года с возможностью продления срока на один год. С того времени Андерсу Фог Расмуссену удалось расширить круг партнеров альянса. В 2012 году соглашения о сотрудничестве были подписаны с Австралией и Новой Зеландией, а 2013-м – с Колумбией. Колумбия стала первой страной Латинской Америки, вступившей в партнерские отношения с НАТО. Кроме того, на саммите Североатлантического альянса в Уэльсе, который состоялся в этом году, было объявлено о выходе на новый уровень кооперации с рядом стран, включая Украину и Грузию.
Кроме того, на саммите было принято решение о создании сил быстрого реагирования. Новое формирование будет создано в течение ближайших нескольких лет и будет состоять из подразделений наземных, морских и военно-воздушных сил. Его целью станет быстрое реагирование на военные угрозы для любой страны-члена НАТО, а также на стихийные бедствия и гуманитарные кризисы.
Реагировать господину Расмуссену пришлось и на военную интервенцию Российской Федерации в Украине. С самого начала агрессии России альянс всячески выражал озабоченность данными действиями. НАТО не была признана аннексия Крыма, а события на востоке Украины стали причиной начала «новой холодной войны».
«После окончания холодной войны у нас был исторический шанс создать нечто новое в Европе: целостную, свободную и мирную Европу. А для этого нужно сотрудничество с Россией. Тем не мене, сегодня нам нужно понять, что Россия расценивает нас (НАТО.– A') не как партнера, а как соперника. Нам остается смириться с этим»,– заявил Андерс Фог Расмуссен в интервью изданию USA Today.
Кроме того, генсек НАТО назвал действия России самым большим разочарованием за пять лет во главе альянса. Об этом говорится в авторской статье господина Расмуссена, которую он опубликовал в The Independent по случаю завершения своей каденции. «Моя первая речь на посту генсека НАТО в сентябре 2009 года была посвящена поиску стратегического партнерства с Россией. Я считал, что есть историческая возможность для этого... Так что действия России являются моим самым большим разочарованием за пять лет»,– говорится в статье.
Приемником датчанина станет норвежец Йенс Столтенберг. Бывший премьер-министр Норвегии вступит на должность генерального секретаря НАТО 1 октября 2014 года. Он уже подчеркнул, что разрешение ситуации в Украине станет для него главным приоритетом. «На серьезность сложившейся в Украине ситуации указывает тот факт, что военная сила применяется для изменения границ государств. Украина является партнером НАТО и, кроме того, граничит с государствами-членами альянса»,– заявил господин Столтенберг.