Польская правозащитная организация Фундация «Открытый диалог» пришла к выводу, что Интерпол в последнее время используется для репрессий и политического давления со стороны недемократических государств. Речь идет о необоснованных обвинениях отдельных людей в терроризме, финансовых, коррупционных и прочих преступлениях. Последним подобным примером в отношении Украины можно назвать объявление в розыск властями Камбоджи народного депутата Николая Княжицкого якобы по обвинению в изнасиловании. На следующий день господин Княжицкий был снят с розыска из-за сомнительности собранных против него данных. Обвинения по линии Интерпола, которые потом не подтверждались, выдвигались и в отношении других политиков нашей страны. Эксперты отмечают, что структура международной полиции нуждается в серьезном реформировании.
Польская правозащитная организации Фундация «Открытый диалог» опубликовала отчет, из которого следует, что система Международной организации уголовной полиции «Интерпол» в последнее время начала использоваться для репрессий и политического давления со стороны недемократических государств. «Одним из распространенных способов борьбы авторитарных режимов против политических оппонентов стали обвинения в финансовых и коррупционных преступлениях. Известно много случаев, когда политическим беженцам выдвигались фальсифицированные обвинения в терроризме, в то время как сами они стали жертвой политического террора на родине»,– отмечается в отчете. Эти выводы базируются на анализе 44 известных политических дел, прошедших через систему Интерпола. Правозащитники также добавляют, что из этого списка 18 случаев политического преследования были зафиксированы со стороны России, 10 – со стороны Казахстана, 5 – со стороны Беларуси, 2 – со стороны Ирана, 2 – со стороны Турции.
В Украине среди громких дел по линии Интерпола можно назвать объявление в розыск народного депутата Николая Княжицкого («Народный фронт»). Это произошло неделю назад по запросу властей Камбоджи, которые обвинили господина Княжицкого в изнасиловании несовершеннолетней, якобы совершенного еще в 2011 году. Народный депутат, в свою очередь, заявил, что дело против него сфальсифицировано. Он обратился в МВД по поводу угроз и давления на него со стороны иностранных спецслужб и российских пропагандистов, которые фабрикуют против него уголовные дела в странах третьего мира. На следующий день, 24 марта, министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что Центральное бюро Интерпола сняло с розыска господина Княжицкого. «Этот запрос Камбоджи оформлен, как нам показалось, с рядом сомнительных данных. Нами был подготовлен и отправлен запрос в Камбоджу и в Центральное бюро Интерпола. Мы получили ответ – на время расследования этих странных шероховатостей розыск прекращен»,– пояснил господин Аваков.
Помимо истории с Николаем Княжицким, можно вспомнить обвинения против лидера партии «Правый сектор», народного депутата Дмитрия Яроша (в публичном подстрекательстве к экстремистской и террористической деятельности) в 2014 году; в адрес министра внутренних дел Арсена Авакова (махинации с государственными землями) в 2012 году и экс-министра экономики Богдана Данилишина (злоупотребление служебным положением) в 2011 году. При этом, если запросы на розыск господина Данилишина и господина Авакова были удалены из системы Интерпола, то «красное уведомление» России на розыск и экстрадицию Дмитрия Яроша до сих пор является актуальным.
«Для того чтобы зарегистрировать уголовное дело в базе данных Интерпола, достаточно того, чтобы государство-инициатор расследования четко соблюло все процедуры. Организация не имеет предубеждений к каким-либо государствам, поэтому все дела рассматриваются одинаково»,– отмечает адвокат юридической компании Jurimex Ярослав Толкачев. Впрочем, по его словам, количество «заказных» уголовных преследований по линии Интерпола в отношении украинских граждан можно пересчитать по пальцам. Однако координатор по вопросам правоохранительных органов, национальной безопасности и обороны координационного центра по взаимодействию с правительством при президенте Украины Сергей Коваленко добавляет, что в Украине подобные дела достаточно часто имеют двоякую основу: они определенно являются «политическими», но базируются на вполне реальной доказательной базе.
Впрочем, Ярослав Толкачев отмечает, что в системе функционирования Интерпола существуют и возможности апелляции к процедуре объявления в международный розыск. Однако эта процедура является достаточно длительной – саму апелляцию должна рассмотреть специальная комиссия, а окончательное решение по ней выносит Генеральный секретарь Интерпола.
По словам Сергея Коваленко, Интерпол, как и любая международная организация, сейчас требует реформирования. Вероятность внесения этих изменений, по мнению господина Коваленко, очень низка из-за излишней бюрократии и консервативных взглядов американских и европейских государств на систему международных организаций. «Интерпол работает сейчас неэффективно. Например, в Украине это абсолютно непрозрачная структура – никто не знает, чем занимается украинское бюро Интерпола. Кроме того, очевидно, что у государств-членов есть возможность не выполнять требования по экстрадиции подозреваемого, если преследование лица будет признано политическим»,– заявил господин Коваленко. Напомним, в случае с Николаем Княжицким представители украинского бюро Интерпола сразу заявили, что не выдадут его Камбодже.
Экс-глава украинского бюро Интерпола Кирилл Куликов считает, что необоснованное объявление людей в розыск не является доминирующим для всей организации. «Кроме того, следует понимать, что запросы от Украины, России, Казахстана сейчас очень пристально изучаются Центральным бюро Интерпола», – отметил он. По мнению эксперта, в первую очередь необходимо решать проблемы с возникновением несправедливых обвинений непосредственно в государствах, которые их выставляют, а уже потом ожидать каких-либо встречных действий от международной полицейской организации. «Не хочу сказать, что в Интерполе все светло и радостно, но с теми функции, которые прописаны в Уставе, организация все же более-менее справляется»,– говорит господин Куликов. Вместе с тем он признал, что проблема излишней бюрократии в организации существует. Так, по его мнению, Европол (полицейская служба Европейского союза) является гораздо более гибкой.