Мнение

Брюссель против Пекина: как новый инвестиционный фонд ЕС изменит расстановку сил в регионе, и что это сулит Украине

Как новый инвестпроект повлияет на отношения внутри Евросоюза

Фото: Getty images

Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Евросоюз создаст инвестиционный фонд на 300 миллиардов евро в рамках стратегии развития технологий и общественных услуг в развивающихся странах. По словам главы Еврокомиссии, данный фонд "будет лучше, чем китайская инициатива "Пояс и дорога". О том, как новый инвестиционный фонд Евросоюза повлияет на отношения внутри самого ЕС, и стоит ли Украине дальше развивать стратегические отношения с Китаем - "Апострофу" рассказал журналист, политолог-международник Константин Соборный.

История с запуском нового фонда ЕС на 300 миллиардов евро, который по словам главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, основан "на демократических ценностях и прозрачности" и "будет лучшим предложением, чем китайские инвестиции" не оставляет сомнений что противоречия между США и Китаем все больше оформляются в рамки "холодной экономической войны". Это проявляется в формировании коалиций и блоков.

Не секрет, что экономика выступает продолжением политики, и создание фонда ЕС как контрстратегии китайским инвестициям - это попытка избавиться от китайского капитала в Европе. Примечательно что до сих пор ЕС успешно балансировал между китайскими инвестициями и американскими интересами в регионе. Однако сейчас, судя по всему, Администрация Байдена ставит перед Европой вопрос ребром о принадлежности к американской коалиции.

Чего только стоил демарш Байдена с созданием трехстороннего оборонного альянса "AUKUS" при участии Великобритании и Австралии, в результате чего Франция потеряла многомиллиардный контракт на поставку подводных лодок в Австралию, получив предупредительный сигнал из Белого дома. Более того, решение Администрации Байдена по Северному потоку-2, которое является американской уступкой для Германии, сделанной для восстановления испорченных Трампом американо-европейских отношений, сейчас вполне может сыграть роль "дамоклова меча", поскольку санкции Вашингтона могут оборвать все еще не завершенный процесс сертификации скандального газопровода.

А на фоне нагнетающейся ситуации с наращиванием российских войск у границ Украины, информация о чем впервые прозвучала именно из американских медиа, страны Евросоюза получили напоминание, что гарантией безопасности в регионе продолжает оставаться НАТО под эгидой США. По сути, когда Байден сказал, что Америка вернулась - это означало не только восстановление отношений с европейскими союзниками, но и возврат к формату отношений "патрон-клиент". Поэтому запуск Европейским союзом 300-миллиардного фонда, который противопоставляется китайскому "поясу", позволяет предполагать, что США все же нащупали необходимые рычаги для воздействия на ключевых игроков ЕС, чтобы ограничить Китай с его инвестиционной политикой в регион.

В этой связи следует понимать, что до тех пор, пока в американо-китайском противостоянии ЕС окончательно не отнес себя к определенному блоку – он будет сохранять наиболее выгодное положение. Но если стать на сторону одного из центров силы, придется принимать уже продиктованные правила игры. Поэтому решение Европейской комиссии, по сути публично выступить против "Одного пояса-одной дороги" Китая – это шаг, который значительно сократит поле для маневров ЕС, которым Брюссель располагал ранее.

Стоит отметить, что ЕС не учитывает предпочтений адресатов подобных инвестиционных фондов. Так, новый фонд ЕС будет ориентирован на те же регионы что и китайский "шелковый путь". В частности речь идет про Европу, Азию, Африку. Однако страны, которые с большим энтузиазмом участвовали в китайских инвестиционных проектах, при взаимодействии с новым инвестиционном фондом Евросоюза могут столкнуться с особенностями, которые существуют в бюрократической машине ЕС и европейским правом. В реалиях азиатских и африканских государств это может вызывать ряд коллизий и проблем при реализации инвестиционных проектов.

Кроме того, появление нового европейского инвестиционного фонда повлияет на Восточную Европу, и в особенности на те страны региона, которые входят в ЕС. Так, в заявлении главы Европейской Комиссии подчеркивалась работа будущего фонда на основе демократических ценностей. Учитывая тот факт, что Брюссель уже не раз входил в конфронтацию со странами Центральной и Восточной Европы, которые являются членами ЕС, на предмет верховенства права, то подобный фонд вполне может возобновить дискуссию о европейских ценностях. А с учетом того, что из членов ЕС наиболее заинтересованы в инвестициях восточноевропейские страны, которым ранее импонировал формат китайских инвестиций без особых требований по вопросам внутриполитического характера, таких как вопрос миграционной политики, который входит в блок дискуссии о демократических ценностях и о верховенстве права, то вполне можно ожидать что единство внутри ЕС будет вновь подвержено проверке на прочность.

Наиболее ярким примером в этой ситуации является Венгрия, которая в прошлом году была главным получателем китайских инвестиций, строя железные дороги и развивая цифровую и зеленую экономику с Пекином. В одночасье Будапешт уже на протяжении 8 лет ведет конфронтацию с Брюсселем, отказываясь принимать мигрантов с Ближнего востока и предоставлять им убежище. Поэтому новый инвестиционный фонд Евросоюза очевидно пройдет мимо Будапешта, поскольку данный вопрос влияет на внутреннеполитический рейтинг правящей партии "Фидес" во главе с премьер-министром Виктором Орбаном.

Но Китай инвестировал не только в Венгрию, о чем свидетельствует формат 17+1, который Китай развивал для сотрудничества со странами Восточной и Центральной Европы. И у каждой из этих стран есть определенные "нюансы" в отношении с официальным Брюсселем. Поэтому если новый фонд ЕС станет инструментом сдерживания для одних стран, и поощрения других, то внутри Евросоюза рискуют вновь разгореться старые и новые противоречия, что снова расколет Европу, сделав ее слабее перед лицом внешних вызовов.

Что же касается того, как новый фонд ЕС может повлиять на Украину, то в данном случае следует понимать, что Киев вновь окажется в положении, где придется выбирать между Востоком и Западом. С одной стороны, Украина располагает потенциалом для участия в проектах нового инвестиционного фонда ЕС. Наиболее вероятно, что деньги из этого фонда могут быть выделены в первую очередь на восстановление инфраструктуры на подконтрольной Украине территории Донецкой и Луганской областей, которые пострадали от войны. Не исключено и то, что европейские инвестиции смогут получить остальные регионы Украины.

Но тут есть ряд нюансов. В борьбе за инвестиции Евросоюза, не стоит забывать про европейскую бюрократию, особенности европейского законодательства, и вопрос реформ, в том числе в антикоррупционной сфере. Это может замедлять, а то и вовсе замораживать реализацию потенциальных проектов с европейскими инвестициями, в зависимости от целого спектра причин – от просто процедурных до фундаментальных особенностей государства. Чтобы решить некоторые из подобных потенциальных препятствий, может уйти довольно длительный срок, за который инвестиции ЕС могут достаться более успешному "претенденту".

С другой стороны, есть Китай, который после появления нового фонда ЕС, может утратить ряд участников своих инвестиционных проектов в Европе. Это может открыть Украине окно инвестиционных возможностей без привязки к реформам и бюрократии. По разным оценкам, объем китайских инвестиций в Украину за последние пять лет уже увеличился в пять раз и достиг 260 миллионов долларов. Но сложность заключается в том, что на подобное сотрудничество с опаской смотрят в Вашингтоне, а с недавних пор и в Брюсселе. Безусловно, украинская сторона не раз демонстрировала свою лояльность США, и не в интересах Киева подвергать их риску, находясь в состоянии войны с Российской Федерацией.

Возможно именно здесь состоит одна из ключевых задач украинской дипломатии - найти конструктивный баланс, чтобы сохранить свои отношения с Западом, но и не упустить окно возможностей из Китая, у которого уже появился скепсис к Украине, в особенности после истории с предприятием "Мотор Сич".

Практика сотрудничества Киева с Пекином показала, что интерес Поднебесной заключается в работе по двум ключевым направлениям – аграрная и военная сферы. И если в военной сотрудничество Украины и Китая будет встречать сопротивление Вашингтона, то в аграрной пока что подобных тенденций не наблюдается. Лучшим решением в данной ситуации будет поиск новых точек соприкосновений с Пекином, которые бы не затрагивали стратегических интересов США. Безусловно, это задача не из простых, однако любое решение должно приниматься после диалога с США и Китаем. Только поняв, какие новые сферы сотрудничества могут заинтересовать Китай, и что из этого будет приемлемо для США, можно будет дальше выстраивать какую-то линию сотрудничества, не сидя на шпагате между цивилизациями.