RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Мир
Мнение

Существует ли китайско-российский альянс?

Сотрудничество между Москвой и Пекином может иметь больший потенциал, чем предполагалось

Сотрудничество между Москвой и Пекином может иметь больший потенциал, чем предполагалось Фото: Getty images

В широком обиходе сложилась некая устойчивая практика объединять Китай и Россию в одну геополитическую группу, которую все воспринимают как определенный устойчивый альянс двух государств. О том, существуют ли на самом деле альянс между Китаем и Россией, и в чем заключается ключевой интерес китайско-российского сотрудничества, "Апострофу" рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.

Между Китаем и Россией нет формального оборонного соглашения. Их отношения не подпадают и не будут подпадать под классическое определение военного альянса: и в Пекине, и в Москве неоднократно заявляли о нежелании создавать военный союз. Но в мире, где все – включая альянсы – стало изменчивым и нетрадиционным, китайско-российское сотрудничество, основанное на совпадающем видении мировых политических процессов и оппозиции США, может иметь потенциал больший, чем предполагалось большинством наблюдателей еще несколько лет назад.

Способность Пекина и Москвы построить устойчивое и эффективное стратегическое партнерство традиционно ставится под сомнение. У России и Китая разная география интересов, асимметрия силовых потенциалов и сложная история отношений. Оба государства имеют основания не доверять друг другу на все сто процентов.

Но каждый из этих аргументов можно поставить под сомнение. Историю можно оставить в прошлом; а разная география интересов и силовая асимметрия, наоборот, могут стать основанием для долгосрочного сотрудничества, взаимной дополняемости и отсутствия острых конфликтов в ключевых регионах. Объем китайско-российской торговли превышает 107 миллиардов долларов; при этом Китай является крупнейшим торговым партнером России. В обеих странах действуют авторитарные режимы. В мире, где раздел на демократии и не-демократии становится идеологически важным, этот нюанс тоже имеет значение. И Китай, и Россия используют в своей официальной риторике такой термин как "многополярность" - и он имеет для них значение в смысле противодействия гегемонии США.

После 2014 года, принесшего глубокий и долгий кризис в отношениях между Россией и Западом, оснований для сближения Москвы и Пекина стало больше. Два государства часто занимают солидарные позиции в ООН, включительно с Советом Безопасности; заинтересованы в поддержании стабильности в Центральной Азии; имеют схожие взгляды на проблему распространения ядерного оружия и борьбу с международным терроризмом.

Риторика о дружбе, сплоченности и взаимном уважении пронизывает общение китайских и российских официальных лиц. "Всеобъемлющее партнерство" и "стратегическое взаимодействие" - такие характеристики часто можно услышать в их же исполнении.

Между государствами действует Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный в 2001 году и продленный в году нынешнем. Он был подписан в других геополитических реалиях, но создал базу для сближения двух государств, в частности, на основаниях общей борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом; развитии всестороннего сотрудничества; и общем видении архитектуры международной безопасности.

По мере усиления акцента политики обеих стран на развитии вооружений (Китай, по некоторым оценкам, уже увеличил военные расходы до уровня 30% от американских, что очень много), военное сотрудничество становится все более значимым.

В совместных учениях "Запад/Взаимодействие-2021" в августе этого года, участвовали больше 10 тысяч китайских и российских военных. Это были уже четвертые совместные учения в текущем году. После них, в сентябре, были и пятые – антитеррористические многосторонние учения в рамках ШОС "Мирная миссия 2021" – еще одно проявление постоянно расширяющегося и углубляющегося военного сотрудничества. С 2005 года совместные учения стали регулярными; а с 2018 года более масштабными и с фокусом на совместной работе высшего звена командиров. На учениях "Восток-2018" было задействовано до 300 тысяч военных, более тысячи самолетов, 36 тысяч танков и 80 кораблей на 5 полигонах. Распространенной практикой стали военные соревнования, морские маневры и антитеррористические учения.

В декабре прошлого года министерства обороны Китая и России продлили соглашение о заблаговременном уведомлении в случае пуска баллистических ракет и ракет-носителей. Китайская и российская стратегическая авиация совместно патрулирует в АТР. Наконец, в ноябре текущего года главы министерств обороны двух стран подписали Дорожную карту сотрудничества России и Китая в военной сфере.

Углубление военного взаимодействия при очевидной близости международно-политических взглядов происходит на фоне нарастания общей напряженности в мире, связанной и с маневрами России возле границ Украины, и с активностью Китая вокруг Тайваня.

Все это еще не военный альянс по форме. Вероятно, его и не будет в обозримом будущем: ни Москва, ни Пекин не захотят связывать себя такими долгосрочными обязательствами. Но степень общности стратегических интересов, антизападный вектор и взаимная дополняемость ресурсов двух ядерных стран вполне способны сделать партнерство Китая и России более, чем стратегическим.