RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Мир

«Южный поток» высокого давления

Владимир Путин нашел еще один способ раскола Европы

Владимир Путин попрощался с «Южным потоком» Фото: Фото пресс-службы Президента России

Президент РФ Владимир Путин сообщил о закрытии проекта газопровода «Южный поток», общая стоимость которого оценивается в $50 млрд. Владимир Путин пытался пояснить, что это решение вызвано давлением, которое Европа оказывает на Россию в связи с событиями в Украине. Это вызвало неоднозначную реакцию мирового сообщества. Так, некоторые страны-партнеры РФ в Европе уже выразили серьезную обеспокоенность по этому поводу, поскольку закрытие «Южного потока» нанесет им значительный финансовый ущерб. По мнению иностранных аналитиков, Владимир Путин решил таким образом внести раскол в европейское сообщество.

Шаг первый: ударить заявлением

О закрытии проекта газопровода «Южный поток» президент Российской Федерации Владимир Путин сообщил 1 декабря ‒ по итогам переговоров с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. В ходе этих переговоров стороны договорились о строительстве газопровода в Турцию, рассчитанного на аналогичный объем поставок в 63 млрд кубометров газа в год.

В этот же день слова Владимира Путина подтвердил глава «Газпрома» Алексей Миллер. «Все, проект закрыт»,‒ коротко ответил он на вопрос журналистов. Никаких других деталей российская сторона не разглашает.

Такие заявления привели европейских партнеров РФ в замешательство. Дело в том, что в реализации проекта, общая стоимость которого составляет около $50 млрд, были задействованы много государственных и частных европейских компаний. Они уже вложили в газопровод внушительные средства, которые, в случае закрытия проекта, страховка вряд ли компенсирует полностью. Всего за один день акции компаний-партнеров России по «Южному потоку» упали на 5-10%. В частности, стоимость активов итальянской компании Saipem, выступающей подрядчиком строительства газопровода, по состоянию на утро 2 ноября упали на 10,8%, а немецкой фирмы Salzgitter, которая производит трубы для «Южного потока»,‒ на 7,4%. Аналогичная ситуация наблюдается в других компаниях-участницах проекта, пишет The Financial Times.

Шаг второй: выставить себя жертвой

Объявляя о закрытии проекта Владимир Путин всячески пытался показать, что такое решение ‒ вынужденная мера, на которую Кремль пошел из-за давления Евросоюза в связи с ситуацией в Украине. «Мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта. Это не соответствует экономическим интересам Европы и наносит ущерб нашему сотрудничеству. Но таков выбор наших европейских друзей. Здесь ничего такого нет. Они, в конце концов, покупатели»,‒ заявил Владимир Путин.

При этом президент РФ подчеркнул, что после заключения сделки на поставки газа в Турцию от закрытия «Южного потока» проиграет в первую очередь Европа и, в частности, Болгария. По оценкам Владимира Путина, болгарский бюджет лишится, как минимум, 400 млн. евро в год.

Следует напомнить, что выполняя требования Европейского союза, в начале лета Болгария приостановила строительство «Южного потока», после чего работы были заморожены. Россия надеялась на изменение ситуации после парламентских выборов в Болгарии. Однако на них победила выступающая за сближение с ЕС партия «Граждане за европейское развитие Болгарии». Ее лидер ‒ Бойко Борисов, ставший сейчас премьер-министром Болгарии, заявил, что даст согласие на возобновление строительных работ лишь в том случае, если это одобрит Брюссель.

Министр энергетики России Александр Новак добавил, что «в течение нескольких лет Еврокомиссия не давала разрешение на реализацию "Южного потока”», а также убеждала те страны, с которыми у России были подписаны межправительственные соглашения, изменить свои позиции. «Поэтому президент принял решение остановить проект»,– резюмировал господин Новак.

Шаг третий: подождать ответной реакции

Новость о закрытии «Южного потока» разделила международное сообщество. Если в США к этому отнеслись в основном положительно, назвав закрытие проекта результатом давления и санкций, то некоторые из европейских стран-партнеров РФ выразили по этому поводу серьезную обеспокоенность. Уже 2 декабря на заседании послов ЕС в Брюсселе представители Венгрии, Сербии, Италии и Австрии предъявили соответствующие претензии верховному представителю ЕС по иностранным делам Федерике Могерини. «Сербия делала инвестиции в данный проект на протяжении семи лет. Теперь же мы должны пострадать из-за противостояния между сверхдержавами»,‒ заявил премьер-министр Сербии Александар Вучич.

Впрочем, представители ЕС продолжают придерживаться позиции, что нежелание поддерживать «Южный поток» обосновано юридическими, а не политическими причинами. «Во время разработки проекта газопровода не соблюдались требования законодательства ЕС»,‒ заявила пресс-секретарь Европейской комиссии Анна-Кайса Итконен.

Несмотря на такие заявления, Евросоюз боится возможных отрицательных последствий закрытия проекта. Об этом свидетельствует заявление Еврокомиссии, в котором говорится о намерении провести 9 декабря заседание, посвященное ситуации с «Южным потоком». «Проект газопровода “Южный поток” регулярно обсуждался представителями соответствующих стран-членов ЕС и Комиссией. Комиссия проводила несколько заседаний, целью которых был поиск такого решения, которое позволило бы привести проект в полное соответствие с законодательством ЕС. Следующее заседание было запланировано на 9 декабря и состоится независимо от заявления России о закрытии проекта»,‒ говорится в заявлении.

Возможные итоги

Существуют всего два варианта развития ситуации: возобновление проекта «Южный поток» по инициативе Евросоюза или его окончательное закрытие. Оба варианта вполне возможны, заявил в интервью ВВС эксперт по энергетике софийского Центра по исследованию демократии Мартин Владимиров. По его мнению, высказывания Владимира Путина могут быть блефом: «Он сказал это, чтобы оказать давление на правительства Болгарии, Сербии, Венгрии и Австрии. Думаю, Путин ожидает, что эти страны объединятся и “протолкнут” проект через Европейскую комиссию».

Так же считает и старший партнер Macro Advisory Крис Уифер: «Решение Москвы – классический пример, когда доступ к энергоресурсам пытаются сделать предметом торга в переговорах о политическом и экономическом сотрудничестве».

О том, что заявления Москвы могут оказаться элементом политического давления, может свидетельствовать и тот факт, что компании Saipem и Salzgitter, участвующие в строительстве газопровода, пока не получали никаких официальных уведомлений из Москвы о расторжении контрактов.

Впрочем, некоторые эксперты не сомневаются, что проект «Южный поток» закрыт навсегда. «Полагаю, что шансы его реализации близки к нулю. Я не думаю, что Путин блефует. Он адаптируется к новым европейским геополитическим реалиям»,‒ сообщил старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований Пьерр Ноэль в интервью Reuters. Аналитик связывает такое решение со слабой экономической составляющей проекта. «Дело в том, что для рентабельности “Южного потока”, стоимость транспортируемого по нему газа должна составлять $9,5–11,5 за млн БТЕ (британская термическая единица, измеряющая количество энергии, необходимой для нагрева 1 фунта воды на 1 градус Фаренгейта.‒ А') с учетом 30-процентной экспортной пошлины, тогда как средняя стоимость газа на европейском спотовом рынке составляла в этом году $6–9 за млн БТЕ»,‒ подытожил господин Ноэль.

Читайте также

Новое правительство в Великобритании будет позиционировать себя "надежной рукой" - британский профессор Саймон Мабон

Изменения в правительстве Великобритании не должны кардинально отразиться на ситуации с Украиной

Европа хочет заплатить украинцам за границей: а как же те, кто живет под бомбами

Принцип справедливости будет нарушен, если беженцам заплатят за возвращение в Украину, а те, кто никуда не выезжал, ничего не получат