13 июля лидеры стран Еврозоны пришли к соглашению по долговому кризису Греции. В ходе переговоров Афинам пришлось пойти на компромисс: в обмен на третью программу финансовой помощи Греция согласились на проведение в стране ряда реформ. Впрочем, достигнутая договоренность не гарантирует итогового успеха правительства Алексиса Ципраса в сделке с кредиторами. В связи с тем, что стране придется вернуться к мерам жесткой экономии, в правящей политической силе уже наметился раскол. По мнению американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, греческий кризис отобразил системный кризис всего Европейского союза, где каждая страна преследует собственные политические интересы.
Первым участником переговоров, сообщившим о положительном итоге продолжавшегося свыше 17 часов саммита, стал президент Европейского совета Дональд Туск. В своем аккаунте в соцсети Twitter он написал, что все стороны переговоров согласились пойти на компромисс в результате которого Греция получит новый пакет финансовой помощи. В обмен на это Афины обязались провести в стране ряд реформ.
По словам федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, очередная программа помощи Греции предусматривает выделение этой стране 82-86 млрд евро в течение трех лет. При этом Афины должны внести изменения в сферу пенсионного обеспечения, либерализации экономики, приватизации и биржу труда. Кроме того, в Греции создадут специальный фонд с капиталом в 50 млрд евро. Этим финансовым учреждением будут руководить греческие власти, а контроль за их деятельностью будут осуществлять европейские учреждения. Средства пойдут на рекапитализацию банков и сокращение государственного долга Афин.
Для того, чтобы достигнутые в Брюсселе договоренности были воплощены в жизнь, их должны ратифицировать парламенты стран еврозоны, в которых предусмотрена соответствующая процедура. "Но сначала эти меры должны быть одобрены парламентом Греции. Это должно быть сделано до среды — до того, как мы начнем рассмотрение данного вопроса в наших национальных парламентах",- заявила Ангела Меркель. Кроме того, отдельное решение по этому вопросу должна принять Еврогруппа. Все это позволит формально начать переговоры с Грецией о новой программе помощи. "Для этого потребуется еще несколько недель, поскольку нужно проделать массу работы", — сказал глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум.
По словам аналитика Standart Bank Деметриоса Эфстатиу, на последних переговорах Греция полностью пошла на поводу у Германии. "Ципрасу пришлось пойти на уступки практически по всем пунктам. Поэтому победителем в этой сделке является Ангела Меркель", — считает он. Впрочем, отметил эксперт, такие договоренности пойдут на пользу Греции как государству: "У Афин появилась отличная возможность по введению радикальных реформ в рекордно короткий период времени. Страна нуждалась в них очень долгое время".
По мнению господина Эфстатиу, однозначной реакции греческого общества, проголосовавшего на референдуме против требований кредиторов, ожидать не стоит. Однако, предположил он, греки с облегчением отнесутся к тому, что их банки снова работают, что их пенсии и социальные выплаты начисляются в евро, а туристический сезон в стране не будет испорчен. "Им также следовало бы отпраздновать проведение в государстве структурных реформ, но я сомневаюсь, что они будут это делать", — с иронией резюмировал он.
Менее оптимистически оценивает достигнутое соглашение экономист Bank of America Merrill Lynch Рубен Сегура-Каюэла. По его словам, достигнутое в Брюсселе соглашение еще не значит, что его поддержит греческий парламент: "На прошлой неделе мы спорили, возможно ли избежать выхода Греции из Еврозоны. Сейчас кажется, что это возможно. Впрочем, мы все еще находимся на скользком пути, где все должно пройти идеально, чтобы не допустить данного выхода", — отметил он.
Следует отметить, что предпосылки для таких опасений есть. Так, министр труда Греции Панос Скурлетис уже заявил о возможном проведении в стране досрочных парламентских выборов, если правительство не сможет набрать большинство в парламенте при голосовании по соглашению с кредиторами. При этом он добавил, что считает логичным, если об отставке объявят депутаты из правящей партии "Сириза", которые голосовали против или воздержались при наделении правительства полномочиями на заключение этого соглашения. Ранее с таким предложением выступил министр экономики Греции Йоргос Статакис.
Напомним, что 10 июля парламент Греции наделил правительство полномочиями по заключению сделки с кредиторами. Ввиду того, что 17 депутатов "Сиризы" проголосовали против, воздержались или попросту не пришли в сессионный зал, некоторые эксперты заговорили о расколе внутри правящей коалиции. "С учетом того, что правительственное большинство в Греции имеет преимущество всего в 11 депутатов, такой демарш некоторых парламентариев ставит под сомнение возможность Алексиса Ципраса контролировать свою политическую силу. Одобрение инициативы прошло только благодаря поддержке оппозиционных сил", — говорится в отчете американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, который есть в распоряжении "Апострофа".
"Наверное, это худшее время для начала охоты на ведьм в Греции, — отмечается в документе. — Голосование от 10 июля подтверждает, что Ципрасу, вероятно, потребуется поддержка со стороны оппозиции. Поэтому, учитывая политическую ситуацию Греции, крах нынешней власти становится все более вероятным".
В Stratfor считают, что ситуация с Грецией отображает системный кризис Европейского союза. "События в Греции показали, что валютный союз без союза в фискальной сфере привел к конфликту в Европе. Еврозона — клуб 19 стран, у каждой из которых есть собственные национальные интересы, приоритеты и ограничения", — считают аналитики организации. Они подчеркивают, что в то время как греческое правительство пыталось покончить с жесткой экономией и добиться списания части своих долгов, Германия хотела сохранить свои рынки сбыта и обеспечить надежность валютного союза, Франция и Италия защищали свои интересы в Средиземном море, а Испания, Португалия и Ирландия переживали, чтобы в связи с греческими событиями у них не активизировались движения против жесткой экономии.
"То, что началось с технических дискуссий о финансовом положении периферийной страны, переросло в конфликт, который обличил структурные слабости всего Европейского Союза", — подытожили в Stratfor.