RU  UA  EN

суббота, 20 апреля
  • НБУ:USD 39.55
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.55
Мир

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Владимир Путин строит собственный мир

Российский лидер пытается изменить существующую систему безопасности

Российский лидер пытается изменить существующую систему безопасности Владимир Путин полагает, что в Европе недооценили весомости его аргументов на Мюнхенской конференции Фото: opendemocracy.net

Западные лидеры начинают понимать, что украинско-российский кризис имеет глобальное измерение, и его решение требует перестройки общеевропейской системы коллективной безопасности. Аналогичные стремления разделяет и Россия, однако она вкладывает в них совершенно иной смысл. Похоже, Москва делает заявку на реставрацию комфортной для себя Ялтинской системы, в которой за Россией было закреплено место супердержавы с принадлежащей ей сферой интересов.

Ялтинская система международных отношений возникла в результате подписания главами государств-участников Антигитлеровской коалиции договоров на конференциях в Ялте и Потсдаме в 1945 году. В 1975 году в условиях ядерного противостояния СССР и США в Хельсинки она была существенно дополнена и укреплена по итогам подписания Заключительного акта. В отличие от предшественников, действие системы Ялтинско-хельсинкских договоров не было прекращено новой войной. С падением Берлинской стены в 1989 году в Европе начали происходить процессы, которые фактически постепенно отменяли действие этой системы договоров.

Конец ялтинско-потсдамского мира

В конце 1980-х ‒ начале 1990-х один из двух противоборствующих блоков ‒ Восточный, состоящий из Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора,‒ распался. В течение двух с половиной лет международным сообществом были последовательно признаны: сначала отделение от СССР Эстонии, Латвии и Литвы, затем ‒ разделение Чехословакии, потом ‒ распад всего Советского Союза, а в заключение ‒ распад Югославии на отдельные государства. Эти события оказали колоссальное влияние на фундаментальные основы европейской безопасности – хельсинкские принципы нерушимости границ и территориальной целостности государств, а также невмешательства в их внутренние дела. Наряду с распадом одних политических систем в Европе происходил параллельный процесс интеграции других в единое целое – например, воссоединение Германии в 1990 году и усиление интеграционных тенденций в ЕС. Таким образом, в части незыблемости границ Ялтинская система перестала быть актуальной еще в 1990-1992 годах. Тогда же кануло в небытие и межблоковое противостояние.

Финальным аккордом, сигнализирующим об окончательной деградации Ялтинско-хельсинкских договоров, стало одностороннее провозглашение независимости Косово в феврале 2008 году и его признание западными государствами, а также состоявшаяся вскоре, в августе того же года, российско-грузинская война. В результате Россия установила дипломатические отношения с аннексированными у Грузии Абхазией и Южной Осетией, а затем заключила с ними военные и таможенные союзы. В обоих случаях легитимность сецессии (выход из состава государства.‒ А') территории суверенных стран подкреплялась правом наций на самоопределение, закрепленным в ст. 1 устава ООН 1945 года. По такому же сценарию прошла и аннексия Россией украинского Крыма в марте-апреле 2014 года. Закрепленное в уставе ООН право наций на самоопределение противоречит принципу нерушимости границ в Европе, который был зафиксирован в Хельсинском заключительном акте 1975 года. Играя на этом внутреннем противоречии, Россия ведет сегодня авантюрную внешнюю политику, создавая по всему периметру своих границ зоны «замороженных конфликтов».

«Медовый месяц» России и НАТО


Вследствие постепенной деградации Ялтинской системы ответственность за глобальную безопасность в начале XXI века де-факто перешла к США (hard power), ЕС (soft power) и Китая (aspiring soft power). В поисках новых гарантий и систем коллективной безопасности часть стран бывшего Восточного блока вступила в Евросоюз и НАТО, а другая часть попыталась развиваться «особым путем», как, например, Беларусь и прежде многовекторная Украина. Безопасность и тех, и других не знала испытаний вплоть до того момента, пока Кремль рассматривал события 1991 года как российскую национально-освободительную революцию, которая привела к краху коммунизма и созданию нового российского государства. Однако в середине 2000-х годов ситуация кардинально изменилась, и распад СССР стал рассматриваться руководством РФ как свидетельство поражения в «холодной войне» и «крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века».

Тем не менее, перед таким разворотом российского внешнеполитического курса между Кремлем и Западом существовал короткий «медовый месяц», когда после терактов 11 сентября 2001 года США и ЕС видели в России реального союзника, а не потенциального врага. Первый серьезный диалог внутри НАТО касательно возможности интеграции России произошел в конце 2001 года – через полтора года после первого заявления лидера РФ Владимира Путина о возможном вступлении России в Североатлантический альянс. Эта дискуссия в 2002 году привела к образованию Совета НАТО-Россия. Тогда этот Совет казался промежуточным шагом на пути к будущему членству. С одной стороны, он отражал неоднозначное отношение западной элиты к России, а с другой – многозначительно оставлял дверь в НАТО перед ней открытой. В 2005 году российский президент заявил, что «был бы счастлив», если бы РФ получила приглашение вступить в ЕС, однако сам просить об этом не будет, ибо воспитан в духе «ничего не просить и ни о чем не жалеть». Желание Москвы присоединиться к НАТО и ЕС «на особых правах» не было поддержано в западных столицах, которые опасались вместе с членством предоставить России также и право вето на принятие решений внутри их альянсов.

Мюнхенская речь Путина

Очевидно, стремление РФ к ревизии сложившегося мирового порядка возникло под влиянием трех факторов. Во-первых, исключительно благоприятной конъюнктуры на мировых рынках нефти и газа, вызвавшей экспортный нефтегазовый бум в России в 2000-2014 годах, подогревший внешнеполитические амбиции Кремля. Во-вторых, чувство глубокой обиды и враждебности, охватившие население и элиту России после провала попыток вступить в ЕС и НАТО «на особых условиях» в обход процедур и правил этих союзов. В-третьих, расширение ЕС и НАТО в Восточной Европе в 1995-2009 годах за счет стран бывшего Варшавского договора и приближение этих объединений к границам РФ, что было расценено Москвой как непосредственная военная угроза.

Особенно ярко эта враждебность России по отношению к Западу и ее несогласие с принятым в мире балансом сил проявились на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году. Она стала поворотным моментом для европейской системы международных отношений. Известная «мюнхенская речь» Владимира Путина оказалась прологом к двум последующим войнам: российско-грузинской 2008 года и российско-украинской 2014-2015 годов.

«Хельсинки +40».

Похоже, что Кремль намерен переместить современную Россию в условный 1970 год, чтобы главной темой международной повестки дня стал новый договор между Россией и остальным миром (вроде Хельсинкских соглашений). Это схема, по которой группа соседних с Россией стран остается в бесспорной зоне политического и военного контроля Кремля, а представление о глобальной безопасности возвращается к временам доктрины ядерного сдерживания и зон жизненных интересов. Срыв американо-российских переговоров по ядерному разоружению летом 2014 года лишь подтверждает этот тренд. О разделении Европы и мира на сферы влияния как о вполне возможном в нынешних условиях сценарии, говорится в новой книге Генри Киссинджера «Мировой порядок», изданной в прошлом году.

В 2013 году в рамках Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Россия инициировала неформальный консультационный процесс «Хельсинки +40». Похоже, что с его помощью Москва делает заявку на реставрацию комфортной для себя Ялтинской системы, в которой за Россией было закреплено место супердержавы с принадлежащей ей сферой интересов от Балтийского моря, через Среднюю Азию и до Берингова пролива. Проект «Хельсинки +40» будет представлен на 24-й ежегодной сессии ПА ОБСЕ в июле 2015 года. К сотрудничеству над разработкой финального доклада привлечены эксперты Российского совета по международным делам, Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) и американского Фонда Маршалла (GMF).

«Вместе с Россией, а не против России»

В контексте описываемых трансформаций очень показательна Мюнхенская конференция по безопасности, которая проходила 6-8 февраля 2015 года. С одной стороны, она показала: западные лидеры начинают понимать, что украинско-российский кризис имеет глобальное измерение, и его решение требует перестройки общеевропейской системы коллективной безопасности.

В частности, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила: «Мы хотим строить в Европе безопасность вместе с Россией, а не против России. Это касается европейского и трансатлантического обеспечения безопасности, это касается также и преодоления общих вызовов, которые возникают на международном уровне: от распространения оружия массового поражения до борьбы с международным терроризмом».

Еще более прямолинейно высказался министр иностранных дел ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер: «Мы должны задуматься о будущем, о том, каким оно будет в условиях, когда исчезла атмосфера доверия (в отношениях с РФ.‒ А'). Хочу напомнить, что идея построения совместной с Россией европейской архитектуры безопасности была предложена именно Москвой. И сейчас я призываю Россию заявить нам, какой вклад она готова сделать в построение такой архитектуры безопасности».

Как ни странно, аналогичные стремления разделяет и сама Россия, однако, очевидно, вкладывая в них совершенно иной смысл. На протяжении сентября-декабря 2014 года российский министр иностранных дел Сергей Лавров и представители МИД РФ неоднократно заявляли, что Россия готова к реформированию «настоящей неделимой системы безопасности и равноправного сотрудничества» со странами Европы на фоне кризиса нынешней, а также указывали на стремление Москвы к восстановлению доверия в рамках уже инициированного ею же переговорного процесса «Хельсинки + 40», упоминавшегося выше.

Трудные поиски общего языка


Таким образом, европейцам потребовалось восемь лет, чтобы понять всю опасность «мюнхенской речи» обиженного на Запад Владимира Путина, которую он произнес на этой же конференции в 2007 году. Главные месседжи «мюнхенской речи» российского лидера сводятся к трем тезисам: критика однополярного мироздания во главе с США; критика расширения НАТО на восток; отстаивание права РФ проводить независимую внешнюю политику исходя из своих национальных интересов.

С другой стороны, уже сейчас очевидно, что достичь согласия между Западом и Россией будет крайне трудно, в том числе в рамках инициативы «Хельсинки + 40». Об этом свидетельствует выступление Сергея Лаврова на последней Мюнхенский конференции по безопасности, в котором глава российского МИД полностью воспроизвел риторику и претензии Путина к Западу образца 2007 года. И хотя речь господина Лаврова вызвала периодические взрывы смеха в конференц-зале, она является индикатором крайне опасного явления: западные столицы и Москва сегодня говорят на разных языках и имеют радикально различные, порой несовместимые между собой видения ситуации в мире.

Несмотря на это, другого выбора, кроме как договариваться о новой архитектуре европейской безопасности, сегодня просто не существует. Альтернатива договоренностям – это всегда война, происходящая на украинской территории с колоссальными материальными и человеческими потерями. Стратегическая неопределенность и обиды в отношениях между Западом и Россией должны прекратиться – стороны либо договорятся, либо противостояние растянется на годы с ожидаемым поражением Москвы в средне- или долгосрочной перспективе. Проблема заключается в том, что в последнем случае цену за это глобальное противостояние будет платить Украина.

Читайте также

Россия зарабатывает миллиарды на нефти: как перекрыть этот "кран"

Запад должен ужесточить санкции против России, чтобы лишить ее большей части черных доходов

Путин умоляет Байдена, чтобы его остановили, но тот колеблется - Олег Лисный

Россия близка к распаду, Западу лишь стоит подтолкнуть - но Штаты боятся и возятся с Путиным

Крестовые походы на Киев: у Путина нашли новую цель войны

У Путина придумали новое оправдание войны в Украине, чтобы еще больше людей загнать под мобилизацию