RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Мир

Лукашенко понял, что Путин его может уничтожить: у него есть два сценария - белорусский политик

Виталий Рымашевский о новом витке белорусско-российского конфликта

Виталий Рымашевский о новом витке белорусско-российского конфликта Виталий Рымашевский Фото: belsat.eu

О том, как фактическая аннексия Беларуси поможет Путину еще долго удерживать власть в России, какие задачи максимум и минимум у Кремля, где находятся слабые места Лукашенко в конфликте с Кремлем, в интервью "Апострофу" рассказал белорусский политический и общественный деятель, сопредседатель партии Белорусская Христианская Демократия ВИТАЛИЙ РЫМАШЕВСКИЙ.

- Учитывая новый виток претензии России к Беларуси, желание "более тесной интеграции", подкрепленное угрозой потери скидки на нефть для РБ - как все это можно объяснить?

- Безусловно, уровень конфронтации вышел на новый виток, если сравнивать уровень белорусско-российских отношений за последние 15 лет. Это новые требования со стороны РФ по поводу сдачи белорусской независимости. Прозвучали четкие, оскорбительные для белорусов и белорусского правительства требования сдать суверенитет. Во-первых, это было сказано в форме "более тесной интеграции и единой таможенной службы".

Хотя нужно отметить, что эти требования выдвигаются в соответствие тех предательских вещей, которые были записаны в планах построения Союзного государства РФ и Беларуси еще 20 лет назад (договор о Союзном государстве 1999 года, - "Апостроф").

Во-вторых, Россия дала понять, что она не будет субсидировать белорусскую экономику дешевыми энергоносителями. Это серьезный новый вызов для суверенитета Беларуси. Русские публично на всех уровнях обозначили свою четкую и жесткую позицию. Если ее описать коротко, то она звучит так: деньги в обмен на независимость.

- Что является слабым место Лукашенко, почему Москва может ему делать такие предложения?

- Самая серьезная ошибка была сделана им в самом начале его правления. Он пришел к власти под лозунгами реанимации СССР и даже стремился стать лидером реанимированного Союза. Именно Лукашенко лоббировал эту идею, у него были высокие рейтинги в РФ, если сравнивать с Борисом Ельциным. Лукашенко лоббировал идею интеграции с РФ. Это сделало Беларусь заложницей России и в экономическом, и в политическом, и в военном плане. Первые 15 лет своего правления Лукашенко пытался планомерно реализовать этот план: планомерно уменьшалось значение белорусского языка, национальной культуры, в силовые структуры внедрялись пророссийские агенты - даже если этнические белорусы, то с пророссийскими взглядами. Так было и по идеологической вертикали: Запад подавался как угроза.

Напомню, что в Беларуси идеологи есть на каждом госпредприятии, в университете и армии в качестве политруков. Через них проводилась идеи союза с Россией и единого народа. Подрыв экономической независимости связан с фатальными ошибками: завязывание белорусской экономики на российский рынок, дешевые энергоносители и отсутствие реформ, которые позволили бы белорусской экономике быть более конкурентоспособной в современном мире, а значит – более независимой от любого государства.

Это главные ошибки. В последние 5 лет он это понял. Его шансы перехватить власть в России сведены к нулю, там власть жестко контролирует ФСБ, силовые структуры, подконтрольные Путину. Лукашенко понимает, что его могут либо просто уничтожить в рамках большого государства, либо сделают маленьким вассалом. Поэтому постепенно в Беларуси стала меняться политика: много говорят о диверсификации экономики, есть послабления в сфере белорусского языка, пропаганды национальной культуры.

Но время упущено. После 20 лет уничтожения, когда в несколько раз уменьшилось количество детей, которые учатся на белорусском языке, сегодня это где-то 1-1,5 процентов детей на всю Беларусь. Это результат долгой политики Лукашенко, теперь нужно за это расплачиваться.

Фото: EPA/UPG

- В чем интерес Кремля в "более тесной интеграции" Беларуси в Россию?

- Экономическая ситуация в России не самая лучшая и нет предпосылок для улучшения. Поэтому Беларусь будут использовать для упрочнения образа Путина как "собирателя русских земель". В этом контексте идет и оккупация Крыма, и публичный вызов США. Фактическая аннексия Беларуси закрепила бы за Путиным этот образ "собирателя". Для российской общественности это подали бы как очередную победу России. Это огромный плюс для нынешней власти РФ на фоне экономического кризиса и обеднения населения.

Интеграция Беларуси - важный элемент внутрироссийской политики. Их задача максимум – аннексия Беларуси, задача минимум - размещения на территории Беларуси российских военных баз.

Что значит размещение российских военных баз на территории Беларуси и почему Лукашенко от этого отказывается? Всем понятно, что русские из этих баз уже не уйдут, как они не собирались уходить из Севастополя. Эти базы станут плацдармами для следующего этапа – аннексии Беларуси.

- В Украине когда-то была информация о том, что Путин навязывал некоторых украинских силовиков Януковичу. Насколько белорусские силовики уже сегодня управляемы именно Лукашенко, а не Москвой?

- Русские не указывают Лукашенко, кого он должен назначать на должности. По крайней мере, такая информация нигде еще не просачивалась. Хотя, конечно, многие руководители силовых структур являются выходцами из РФ, родились в России, многие там строили карьеру. Так традиционно случилось, что белорусов Лукашенко не ставил на высшие силовые должности в КГБ или армию. Поэтому в Кремле и так были удовлетворены такой кадровой политикой Лукашенко.

Я уверен, что есть косвенное влияние российских спецслужб, они в Беларуси действуют достаточно свободно. Могут, например, похищать граждан Украины совершенно безнаказанно. Пример, известен всему миру (задержанный в Беларуси Павел Гриб, - "Апостроф"). Еще один пример работы всех спецслужб – разоблачение агентов иностранных разведок. За все правление Лукашенко не был разоблачен ни один агент ФСБ или ГРУ РФ. Но это не значит, что их тут нет - это значит, что белорусские силовые структуры не профессиональны и есть значительный контроль со стороны спецслужб РФ через своих агентов влияния.

Если смотреть на военных, то они проходят подготовку в российских военных академиях. За последнее время эта зависимость понизилась, но за 20 лет наделано много ошибок. Да и зачем далеко ходить за примерами, когда у нас главное военное училище для молодых военных до сих пор носит имя Суворова. Поясню: для белорусских земель Суворов - оккупант, убийца и завоеватель. Там курсантов учат на примере Суворова, который подавлял восстания против Российской империи на территории нашей страны.

- Как белорусское общество реагирует на угрозы, о которых сейчас говорят, и какие настроения показывает социология?

- Социология неизменна на протяжении 20 лет, подавляющая часть белорусов выступает за независимость. За объединение с Россией выступает около 15 процентов. В отличии от Украины нет разницы по регионам - здесь мы более унифицированная страна. Поэтому белорусы, конечно, за независимость. Люди привыкли жить в своей стране, выросло новое поколение. Ностальгирующих по СССР все меньше. Белорусский язык становится более популярным не в обиходе, но среди молодежи как ценность. Также среди молодежи и большинства населения нет негативного отношения к белоруской национальной культуре. Это практические везде ушло, за исключением отдельных одиозных личностей, агентов российского влияния среди неправительственных организаций или клириков РПЦ в Беларуси. Но я бы не сказал, что мнение этих людей имеет какое-то влияние на белорусское общество.

Фото: EPA/UPG

- Как закончится этот виток конфликта, учитывая тот факт, что в Беларуси в 2020 году пройдут выборы?

- Кремль удачно выбрал время для конфронтации. Парламентская кампания в Беларуси будет в конце 2019 года, а в начале 2020 года - президентская. Выборами это назвать сложно, потому что результат тотально фальсифицируется. Но я считаю, и такое мнение распространено среди демократически настроенных людей в Беларуси, что лишение экономических дотаций России - это большой плюс.

Именно игла дешевой нефти мешала реформированию экономики, позволяла неэффективной экономической модели существовать, дотировать убыточные колхозы и предприятия. Это все нужно давно реформировать, делать нашу экономику конкурентоспособной. Поэтому мы призываем к проведению экономических реформ. Власти будут вынуждены давать больше свободы частному бизнесу, убирать уровень коррумпированности государства, который мешает развиваться и бизнесу, и обществу. У Лукашенко есть все возможности пойти по этому сценарию, у него вертикаль власти, обеспечивающая ему фальсификацию выборов и государственное управление на местах, силовые структуры. Он контролирует власть в стране, поэтому эта система может выдержать шок от обеднения населения, но если будут быстрые реформы.

Есть второй сценарий. Лукашенко не заинтересован сдавать независимость Беларуси, так как это угрожает ему и его семье, поэтому он может пойти на торг с РФ, будет пробовать заболтать проблему: встречи с Путиным, создание рабочих групп и так далее. Лукашенко, как хитрый игрок, будет пробовать договариваться, выбивать себе максимальные преференции.

Но сейчас другой настрой в Кремле, так как в России поменялась ситуация. Им зависимость Беларуси нужна для поддержания рейтинга Путина. Им нужна очередная победа. В качестве этой победы они рассматривают аннексию Беларуси. Поэтому я боюсь, что, ввязываясь в этот торг, давая согласие на еще более серьёзную интеграцию, Лукашенко может сделать очень серьезную ошибку. Москва на этот раз так просто не отпустит.

Читайте также

У ног Путина: почему Тбилиси отворачивается от Запада

Из-за принятия закона Грузия рискует остаться в полной международной изоляции

Российская игра престолов: что задумал Путин, сместив Патрушева и Шойгу

Путин явно хочет, чтобы Россия окончательно перешла на военные рельсы

Россия зарабатывает миллиарды на нефти: как перекрыть этот "кран"

Запад должен ужесточить санкции против России, чтобы лишить ее большей части черных доходов