У Европейского Союза до сих пор нет четкого юридического механизма для передачи замороженных российских активов Украине, несмотря на активные дискуссии по так называемому репарационному кредиту. Об этом в эфире телеканала "Апостроф" сообщил исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
По его словам, наиболее обсуждаемый вариант — кредит от европейских стран под залог замороженных активов России. Однако действующее законодательство ЕС не позволяет реализовать этот механизм в полном объеме.
Эксперт пояснил, что ключевым оппонентом остается Бельгия, на территории которой сосредоточена самая большая часть замороженных российских средств – около 190 млрд евро, в том числе в системе Euroclear.
"На сегодняшний момент европейское законодательство четко определяет, каким образом замороженные активы могут быть конфискованы, и это в первую очередь судебная процедура", — сказал Пендзин.
Он добавил, что Бельгия опасается возможных судебных тяжб со стороны России и требует подписания совместного меморандума о юридической и финансовой ответственности всех стран ЕС. Также Брюссель настаивает, что в механизм должны быть включены все замороженные активы в Европе, а не только находящиеся в бельгийской юрисдикции.
"Смотрите, в Европе заморожено сейчас порядка 240 млрд. в Бельгии — только 190", — подчеркнул он.
Пендзин отметил, что до 18 декабря Европейская комиссия должна представить окончательный вариант юридического решения.
"Этот механизм и эти юридические согласования предполагают стопроцентный консенсус, в том числе и Венгрии, которая всегда выступает против", — заметил он.
Эксперт объяснил, что европейские правительства понимают политические риски использования средств собственных налогоплательщиков для помощи Украине, поэтому ищут альтернативные источники финансирования. По его словам, даже в случае принятия механизма, Украина получит непосредственно лишь ограниченную часть средств — вероятно, до 10 млрд евро в виде макрофинансовой помощи. Основная же сумма будет поступать через Европейский фонд мира и другие инструменты на оплату оружия и проекты восстановления.
Реализацией восстановления будут заниматься преимущественно европейские компании, получающие финансирование через тендеры. Украинские компании будут выступать соисполнителями. Украина повлияет только на определение приоритетных направлений — энергетики, критической инфраструктуры, жилищного фонда, но не на прямое управление средствами.
Пендзин сообщил, что в качестве альтернативы в случае затягивания юридических процедур Еврокомиссия рассматривает возможность выпуска краткосрочных еврооблигаций для поддержки Украины.
"Они могут пойти на такой путь: выпустить краткосрочные облигации, а затем в течение года найти юридические механизмы для крупного репарационного кредита", — подытожил эксперт.
Ранее в Еврокомиссии выступили с предложением предоставить Украине кредит за счет заблокированных российских активов. Значительная часть из них приходится на бельгийский депозитарий Euroclear.
В связи с этим Бельгия пока не поддерживает принятие соответствующей инициативы по "репарационному кредиту" для Украины.
Находящиеся в распоряжении стран Запада замороженные активы РФ пока не могут быть автоматически использованы для компенсации убытков Украине.
В Европейском Союзе предложили финансировать Украину грантом в размере 90 млрд евро или ссудой, обеспеченной долгом стран еврозоны, если не удастся договориться об использовании замороженных активов РФ.
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Европейский Союз (ЕС) вскоре решит судьбу так называемого "репарационного кредита".