2022 стал годом, в течение которого реальные инвестиции в Украину, можно сказать, не заходили.
К такому выводу пришел Андрей Волков, основатель и управляющий партнер группы компаний "Инвестохиллс", проанализировав данные инвестиционного рынка в своей колонке для "Главное in UA".
Ссылаясь на данные Минфина, он отметил, что за три квартала 2022 в Украину поступило $190 млн прямых иностранных инвестиций, а выведен капитал на сумму $159 млн.
"Зашедшая сумма – это вряд ли инвестиции в традиционном понимании этого слова. Скорее всего, это деньги наших, украинских предпринимателей, которые заводили в страну ресурсы для того, чтобы помочь своему бизнесу выстоять во время войны", – предположил финансист.
Что касается выведенных средств, то, по его словам, этот объем мог быть больше, но, поскольку с февраля 2022 действуют валютные ограничения НБУ, отток оказался небольшим. Реальные масштабы вывода капитала оценить сложно, поскольку часть процессов происходит скрыто.
"Положительное сальдо инвестиций составило порядка $31 млн. Вроде бы, не "минус". Но для масштабов украинской экономики это очень мало. Поэтому можно сказать, что 2022-й стал годом, в течение которого реальные инвестиции в Украину не заходили", – отметил Волков.
По его словам, главная причина "заморозки" инвестрынка - война. В новые проекты отечественные инвесторы не вкладываются, владельцы тех предприятий, которые заявляют о планах по расширению бизнеса, вливаний не осуществляют. Есть лишь небольшая группа инвесторов, которые не останавливают активность - те, чьи проекты к 24 февраля 2022 находились на финальной стадии готовности. Примеры есть в строительной отрасли, медицине. В остальном же собственники бизнеса, если и готовы тратить средства, то только на релокацию, энергоэффективность, логистику и повышение интенсивности производства.
"Вкладывают они исключительно свои деньги. Потому что капитала извне нет. Ни со стороны нерезидентов, ни от банков, которые практически никого не кредитуют", – подчеркнул он.
Позволить себе вложения могут разве что экспортно-ориентированные компании из сельского хозяйства, нефтегазового сектора и розничной торговли. У иностранных инвесторов отсутствуют стимулы заводить капитал в воюющую страну - угроза потери денег высока, а шансы на успешную реализацию - мизерные.
"За весь 2022 год я видел считанное количество зарубежных инвесторов, которые интересовались украинскими активами. Это были чистой воды спекулянты… Их интересовала в основном недвижимость в Киеве или в Западной Украине, логистические объекты. Суммы вложений, о которых шла речь, не превышали $10 млн", – рассказал Волков.
По прогнозам бизнесмена, в 2023 году инвестиционная среда в Украине не улучшится, если не изменится ситуация на фронте и не начнется восстановление экономики: "При затягивании войны, при регулярных обстрелах гражданской и промышленной инфраструктуры на инвестиции надеяться не стоит. Максимум, о чем можно говорить, это о каких-то проектах в приграничной с европейскими странами зоне, связанных с логистикой, экспортом продукции украинского продовольствия либо импортом товаров в Украину".
Впрочем, по словам Волкова, есть в Украине одна отрасль, в которой теплится жизнь - IT-сектор: "IT-отрасль едва ли не единственная будет получать в 2023 году инвестиционные деньги. Но приток капитала будет происходить исключительно до тех пор, пока на этот сектор минимально влияет война и украинская действительность", – подчеркнул финансист.