22 января в Киеве в агентстве «Укринформ» состоялась пресс-конференция "Законопроект "О рынке древесины": сознательное уничтожение лесной отрасли или путь к развитию".
Организатором мероприятия выступила Ассоциация лесозаготовителей и деревообработчиков Львовской области.
Напомним, что законопроект «О рынке древесины» 4197-Д был внесен в Верховную Раду еще в сентябре 2021 года и сейчас, наконец, находится на финальном рассмотрении в профильном Комитете парламента. В законопроекте предполагается, что вся древесина должна реализовываться исключительно на конкурентных торгах, без предоставления преференций никому из участников рынка.
На пресс-конференции одним из спикеров был Председатель Ассоциации лесозаготовителей и деревообработчиков Львовщины Николай Когут, выступающий сторонником введения оферты как механизма продажи древесины в альтернативу публичным торгам.
Как обратили внимание журналисты в своих вопросах к спикеру, механизм оферты очень сильно совпадает с системой талонов, функционировавшей в советском союзе. Многие помнят времена, когда покупатель не имел даже возможности приобрести товар в количестве, которое ему нужно, а мог это сделать только максимум в пределах выделенных ему талонов. И это распределение происходило в ручном режиме, очень часто на коррупционной основе. Известно, что такой подход не только не развивает рыночные отношения, такой подход - это явный переход на "совковые" плановые механизмы, уничтожившие экономику страны.
Поэтому у журналистов возникли вопросы зачем и кому выгодно лоббировать цементирование в законе такого рискового, совершенно не рыночного механизма как оферта?
Председатель Ассоциации Львовщины ответил, что оферта - якобы просьба малого и среднего бизнеса, который хочет себя гарантированно обеспечить сырьем.
Однако такая позиция Николая Когута не совпадает с мнением многих деревообработчиков, которые его озвучили во время круглого стола, организованного 8 января Комитетом Верховной Рады.
По их словам, оферта несет с собой риски перехода ограничения большой части ресурса в свободном доступе, закрывает возможности для создания новых предприятий или масштабирования уже действующих, связывает руки предпринимателям самостоятельно определять объемы производства и стратегию ведения бизнеса в целом.