ГМК, несмотря на войну, остается ключевым сектором экономики Украины: его вклад в ВВП Украины увеличился до 7,2% в 2024-м (5,7% в 2023-м). Это стало возможным благодаря стабильной работе морского коридора и росту производства стали и железной руды.
Об этом говорится в исследовании GMK Center.
«В 2024 году доля ГМК в экономике увеличилась за счет роста производства стали (+21,5%) и железной руды (+55,2%). Стабильная работа «морского коридора» сделала возможным экспорт из черноморских портов Украины, что определило положительную динамику выпуска в металлургической отрасли», - говорится в исследовании.
ГМК Украины постепенно возвращает позиции глобального игрока после возобновления экспорта из черноморских портов: в 2024 году Украина заняла 3-е место в мире среди крупнейших экспортеров чугуна и вернулась в ТОП-5 крупнейших экспортеров железной руды.
«ГМК обеспечил 18,3% общих капитальных инвестиций в украинскую промышленность в 2024 году, а сумма капинвестиций на 8,3% выше, чем в 2023 году. Большинство компаний заморозили крупные инвестиционные проекты, связанные с развитием производства, из-за войны. Но их возобновят, как только война закончится и металлургический сектор станет двигателем промышленного развития», — указывают аналитики.
Во время войны металлургические компании продолжают поддерживать возможности государственного бюджета по финансированию обороны и социальным потребностям. В 2024 году крупнейшие металлургические компании отрасли (Метинвест, АрселорМиттал Кривой Рог, Интерпайп, DCH Steel, Ferrexpo) суммарно уплатили почти миллиард долларов налоговых платежей. Успешная работа металлургических предприятий критически важна для областных и местных бюджетов с точки зрения поступления налогов, отметили в GMK Center.
Как известно, за 5 лет крупнейшие метпредприятия уплатили налоги и сборы на сумму 190 млрд грн, или $6,2 млрд. По итогам 2024 года уплата налогов и сборов четырех металлургических компаний составила 1,6% поступлений в бюджеты всех уровней. Но в случае роста тарифов государственных монополий, прежде всего грузового тарифа "Укрзализныци", бюджет рискует потерять источник прибыли, ведь производители начнут закрывать предприятия.