RU  UA  EN

пятница, 10 января
  • НБУ:USD 42.25
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.25
Бизнес

Новости

9 января

Все новости

Из-за повышения тарифов на грузы Укрзализныця рискует потерять единственный источник дохода – эксперт

С каждым годом все больше грузов переходит на автотранспорт, что является прямым следствием политики повышения тарифов УЗ. Поэтому вместо политики повышения Минразвития совместно с Укрзализныцей должны наработать решение по проблеме убыточности пассажирских перевозок.

Об этом заявил президент ОП Укрметаллургпром Александр Каленков.

«Железнодорожный транспорт традиционно является ключевым звеном логистической инфраструктуры Украины. Однако последние инициативы "Укрзализныци", в том числе значительное повышение тарифов на 37%, планируемое в 2025 году, подрывают ее конкурентоспособность и стимулируют массовый переход грузов на автотранспорт. Это угрожает не только стабильности УЗ, но и экономике Украины в целом», - сказал эксперт.

Как пояснил Каленков, если в 2020 году автотранспорт обеспечивал 39% всех грузовых перевозок в Украине, то уже в 2023 году эта доля выросла до 55%. Это четкий сигнал того, что бизнес выбирает более гибкие и экономически выгодные способы транспортировки, оставляя железную дорогу без внимания. И это неудивительно – ведь с 2015 года тарифы выросли в полтора раза, и очередное повышение на 37% только усугубит эту тенденцию.

Он подчеркнул: из-за перехода грузов на автотранспорт Укрзализныця теряет доходную базу. Ведь потеря одной тонны груза сокращает расходы компании всего на 30%, в то время как 70% ее расходов остаются неизменными. Так возникнет финансовая дыра, которую невозможно будет залатать, ведь затраты на содержание инфраструктуры не уменьшаются пропорционально сокращению грузовых перевозок. Зато ущерб от пассажирских перевозок возрастает, и в 2025 году может достигнуть 25 миллиардов гривен.

«Министерство развития общин и территорий Украины также несет значительную ответственность за текущую ситуацию. Согласование повышения тарифов, которое привело бы к массовому оттоку грузов, вызывает серьезные вопросы, касающиеся их роли в регулировании транспортной политики страны. Пока выглядит так, что стратегические просчеты руководства УЗ и отсутствие должного контроля со стороны министерства поставят под угрозу ключевую отрасль экономики» , - подчеркнул Каленков.

Он выразил убеждение, что УЗ совместно с государством, местными властями и правительством должна искать возможности для существенного снижения убыточности. Наблюдательный совет компании сосредоточен на краткосрочных финансовых решениях, которые только усугубляют кризис.

"Это свидетельствует об отсутствии стратегического видения и нежелании брать на себя ответственность за долгосрочное развитие компании, а только получать миллионные зарплаты за бездействие", - подчеркнул Каленков.

Он призвал Министерство развития общин и территорий Украины совместно с УЗ разработать комплексный план действий по пересмотру тарифной политики УЗ, сохранить грузы на железной дороге и решить вместе с правительством вопрос убыточности пассажирских перевозок.

Напомним, по результатам трех кварталов прошлого года Укрзализныця отчиталась о 1,7 млрд грн чистой прибыли. В то же время компания существенно увеличила операционные расходы, и поэтому инициировала увеличение тарифа на грузовые перевозки на 37%.

Бизнес-ассоциации раскритиковали это решение и предупредили о существенных рисках для экономики, которые оно несет. Так, завод "АрселорМиттал" Кривой Рог предупредил, что может закрыть завод, где работает 20 тысяч человек. А в Дунайском пароходстве заявили об опасности остановки флота в случае повышения тарифа,