"Укрзализныця" пользуется своим монопольным положением и повышает тарифы на грузовые перевозки, что приводит к значительным потерям аграриев. Единственным выходом в этой ситуации является реформа компании и появление конкуренции.
Об этом заявил президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) Леонид Козаченко, комментируя инициативу "Укрзализныци" повысить тариф на грузы на 37%.
"Ассоциация категорически против повышения грузовых тарифов. Почему у нас нет частной тяги? Почему нет конкуренции? Почему монополия у государства? Зачем дали делать частные вагоны, если нельзя поставить частный буксир или локомотив? Почему? "Укрзализныця" не может объяснить. Говорят, это будет опасно. Но почему в Европе нет этой проблемы? Почему там личные локомотивы и нет вопросов? Государство имеет в собственности только магистральные линии. А подъездные пути, вагоны и пассажирские и товарные, локомотивы — частные. Конкуренция! Сотни компаний конкурируют между собой. Почему в Украине один монополист?", – подчеркнул Козаченко.
Он убежден, что только реформой можно решить вопрос тарифообразования на железной дороге. В качестве примера он привел ЕС, где функционируют 319 частных компаний-перевозчиков. Это создает жесткую конкуренцию, которая оказывает значительное влияние на стоимость услуг.
"Тогда у ЕС появляется реальная рыночная стоимость, а не монопольная, и они себя намного лучше в Европе чувствуют, чем мы себя в Украине. Почему у нас этого нет? 319 перевозчиков в Европе - это на все страны в Европе, в Европейском Союзе, если брать 27 стран, и только в двух странах есть государственные компании, которые перевозят продукцию железной дорогой. Но в этих же странах есть и частные. Остальные 25 стран не имеют ни одной государственной железнодорожной компании, которая перевозит и пассажиров, и товары разные. В Украине – монополия. Поэтому это проблема", - резюмировал Козаченко.
Как известно, эксперты и бизнес-ассоциации обвинили "Укрзализныцю" в желании использовать монопольное положение и повысить тариф на грузовые перевозки на 37%. Как заявили в Американской торговой палате (ACC), кроме тарифов УЗ собирается увеличить стоимость работ и услуг, связанных с перевозками, а также ставки платы за пользование вагонами и контейнерами.
В свою очередь бизнес-сообщество предупредило о критической угрозе, которую представляет это решение для экономики Украины. В Дунайском пароходстве заявили об остановке флота при повышении тарифа, а завод АрселорМиттал Кривой Рог предупредил о риске закрытия завода, где работает 20 тысяч человек.