В конце 19 - начале 20 века реклама В Киеве активно развивалась. Каждый день все желающие писали новые объявления и развешивали их на улицах города.
Об этом рассказывается на Facebook-странице "Спрага: в Киеве интересно".
Читайте также: Уникальные росписи остались только на фото: как выглядел Успенский собор в Киеве в день взрыва, фото
"Реклама в Киеве в конце 19 - начале 20 века активно развивалась. Любители и специалисты каждый день писали новые объявления и развешивали их по улицам. Рассматривая такие артефакты эпохи, можно хорошо представить, что хотели купить люди и что им предлагали тогдашние изобретательные предприниматели", - рассказывает научный сотрудник "Музея одной улицы" Анатолий Кияшко.
Андреевский спуск разрастался, первые этажи построек занимали владельцы бакалейных магазинов, мастерских и кафе. Всем необходимо было заявлять о себе, поэтому улицы Подола с каждым годом все чаще оклеивали как миниатюрными клочками бумаги, так и большими, ярко разрисованными плакатами. Активно рекламировались таким способом аптекари, частные учителя танго, мастера по пошиву одежды. К примеру, так приглашало воспользоваться своими услугами "Справочное бюро Ивана Жлоба-Погорельского", "Требуйте везде "Одобрин" М. Лебедева, который уничтожает совершенно мозоли и бородавки с корнем", - советует другая реклама. "Могу выслать важные сведения для мужчин" - говорится в третьей.
"Помимо бумажной, предусмотрительные продавцы придумали писать рекламные тексты на некоторых предметах быта. Обычно - на вещах, которые спадали человеку на глаза очень часто. К примеру, рекламу белья писали черной краской на белых пепельницах, стоявших в ресторанах", - пишет автор.
Мыло и средства гигиены в Киеве продавали в железных коробках с рисунками цветов. В них вкладывали рекламные бумажки-буклеты. Когда люди покупали сигареты, внутри тоже находили вкладыши, которые хвалили производителя и поощряли покупать их продукт чаще.
"Стоит сказать, в те времена люди верили, что сигареты наносят вред здоровью не только из-за табака или вредных примесей. Пагубное влияние они оказали и от некачественной бумаги, из которой сигареты изготавливают. Так что производители не скупились на идеи и писали на вкладышах в пачки примерно так: "Врачи говорят, что курит - плохо, потому что бумага плохая. А у нас бумага - лучшая, поэтому и сигареты наши - лучшие", - отмечает Анатолий Кияшко.
На дне коробок из-под конфет дети находили вкладыши с рисунками: открытки с нотами песен и украинскими народными сказками. Продавали стилизованные мини коробки для сладостей, которые выпускали в форме печенья с названием производителя.
"Киевляне охотно раскупали конфеты и шоколад кондитерской фабрики Валентина Ефимова. Это именно ее в советские времена назвали фабрикой Карла Маркса, а позже - "Рошен". Располагалась она там же, где и сейчас, на Лыбидской. Стала известна благодаря своему шоколадному цеху, который вырос на основе сахарного завода", - говорится в материале.
Имелись и объявления, которые сейчас можно назвать социальной рекламой. Над входами в жилые дома вешали таблички: "Экономьте воду! Стройка воды толщиной в спичку дает утечку до 480 литров в сутки".
"К некоторым видам рекламы киевляне относились осторожно, так как ежедневно появлялись тексты сомнительного качества, потому что часто их писали массы начинающих, иногда заурядных художников, литераторов, поэтов - художественная богема, ютящаяся на горищах, пишущая стихи и рассказы на клочках грязной бумаги. Рекламу для шарлатана-фармацевта или фабриканта без труда составит студент-медик или опустившийся доктор", - писал в 1911 году исследователь рекламы и экономист Григорий Циперович.
Ранее "Апостроф" рассказывал, как выглядела Владимирская улица в начале XX века.
- Вас также может заинтересовать:
Парадные врата древнего Киева: как выглядели Золотые ворота в 19 и 20 веках
Театры, отели и даже цирк: как выглядел Крещатик до подрыва советской властью, архивные фото
Возникла с Ивановского пути: архивные фото и улицы Институтской в Киеве