RU  UA

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Город

Теплоходы, пляжи и "карпатский пейзаж": как выглядела набережная Днепра в Киеве в ХІХ-ХХ веках

В сети обнародовали архивные фото набережной Днепра в Киеве в ХІХ-ХХ веках.

Об этом рассказывается на странице "Спрага: в Киеве интересно" в социальной сети Facebook.

Читайте также: Уникальные росписи остались только на фото: как выглядел Успенский собор в Киеве в день взрыва, фото

"В 1845 году была проложена дорога вдоль Днепра, впоследствии соединившая Подол с будущим Цепным мостом, который с 1853 г. располагался в районе нынешнего моста Метро", - говорится в материале.

Отмечается, что в 19 веке эта береговая часть Днепра была совершенно неблагоустроена. Застроена была мелкими предприятиями, складскими помещениями. Хаотично разбросанные складские помещения делали проезд тесным и неудобным. К тому же здесь проходила железнодорожная линия, соединявшая Подол с Дарницей. После строительства в начале Гаванского шоссе (1899 г.) привели в порядок отдельные участки берега.

В начале 20 века набережная Днепра претерпела значительную реконструкцию. Большинство зданий было снесено, вдоль Днепра была сооружена широкая трасса с речными причалами и речным вокзалом.

В период 1935-1938 гг. часть Набережного шоссе "одели" в гранит, установили чугунное ограждение, проложили широкую лестницу к воде (проект архитектора В.О.Осьмака). В начале 50-х годов шоссе заасфальтировали. В 1957-1961 гг. на Почтовой площади построили новый речной вокзал, на четырех этажах которого расположились кассовый зал, камеры хранения, почта, телеграф, гостиница, ресторан и т.д. С 70-х годов работы по укреплению берега гранитом были продолжены.

Настоящим украшением набережной является Парковый мост, соединяющий город с Трухановым островом. Сооружен в 1956-1957 годах мост полностью избавил киевлян от трудностей переправы через Днепр на роскошные песчаные пляжи Труханова острова. Длина моста около 400 м, ширина - 7 м; он поднят над уровнем реки на 26 м, что обеспечивает проход под ним судов даже в период наивысшего подъема воды.

Недалеко от Почтовой площади у склонов Днепра виднеется 180-метровая колонна тосканского ордера, поставленная на пьедестал с двумя симметричными полуарками. Памятник построен в 1802-1804 годах (архитектор А.И.Меленский) на средства жителей города. Среди киевлян и в литературе о Киеве у него два названия. Первое - памятник Магдебургскому праву: в 1497 году Киев входил в состав Великого княжества Литовского, и киевляне получили Магдебургское право - освобождение от юрисдикции киевского воеводы и свое самоуправление. Второе - памятник крещения Руси: в 988 году в устье речушки Почайна, протекавшей по Крещатицкой долине, при княжении Владимира Святославовича, произошло массовое крещение киевлян. По преданию Владимир крестил здесь также двенадцать своих сыновей. Среди них - будущий великий князь Ярослав Мудрый и первые канонизированные святые Борис и Глеб. Поэтому, колонну еще называют Нижним памятником Владимиру.

Сразу после Второй мировой на Набережном шоссе рядом с Почтовой площадью находились Трамвайно-троллейбусное управление, художественный фонд, хозяйственные помещения водоканала и, наконец, так называемый "Клуб Водоканала".

"Днем здесь проводились совещания работников коммунальной сферы, работали музыкальные кружки, художественная студия, городской киноклуб. Перед входом в клуб, в скверике, народ отдыхал, играя в шахматы, домино. Загадочно закончилась деятельность клуба. Он начал трещать и разваливаться, электропроводка гореть и, наконец, не без помощи предписаний противопожарных служб клуб закрыли навсегда", - отметил автор.

Ранее "Апостроф" рассказывал, как выглядела Владимирская улица в начале XX века.

  • Вас также может заинтересовать:

Парадные врата древнего Киева: как выглядели Золотые ворота в 19 и 20 веках

Не узнать: как выглядел Андреевский спуск в Киеве в 1860-х годах, фото

Возникла с Ивановского пути: архивные фото и улицы Институтской в Киеве