Украинские журналисты побывали в оккупированном боевиками Донецке и рассказали о том, что изменилось в городе за последнее время.
Об этом сообщает "Громадське".
"За последний месяц ситуация в Донецке несколько изменилась. Это легко замечаешь, когда возвращаешься в город после некоторого перерыва — больше людей и машин на улицах, невозможность рассчитываться гривной, магазины изменили свои названия. Но главное — относительная тишина, к которой местные быстро привыкли, как обычно люди привыкают ко всему хорошему, и нарушение которой воспринимается каждый раз так болезненно", — отмечается в публикации.
"Несмотря на отмену выборов в октябре, Донецк до сих пор пестрит политической агитацией. По городу расставлены палатки, где раздают газеты и листовки, также осталась куча бордов с призывами прийти на выборы и отдать город "в надежные руки". Плакаты такого же содержания расклеены в витринах кафе и магазинов одежды, на зданиях музеев и в общественном транспорте", — рассказывают журналисты.
"Есть и другая агитпродукция, с портретом Захарченко в военной форме с медалями или фотографиями советских времен с надписями "Донбасс был и будет свободным", "С Днем освобождения Донбасса" и другие. Коммерческой рекламы почти нет, вместо нее на площадях и бульварах можно встретить портреты Сталина или боевиков, погибших за время конфликта, которых здесь пытаются представить национальными героями, сравнив с ветеранами Второй мировой", — рассказывают репортеры.
"Центром Донецка мчатся автомобили. Их на удивление много и это не только такси: чтобы перейти на противоположную сторону центральной улицы Артема, приходится спуститься в подземный переход, хотя еще месяц назад можно было это сделать прямо через проезжую часть. Переходом растекается запах шаурмы, которую готовят прямо здесь в киоске с привязанной к потолку георгиевской лентой", — сообщается в статье.
"Когда прекратились постоянные обстрелы, люди, которые уехали в другие регионы или в Россию, начали возвращаться домой. Показательный в этом плане общественный транспорт — троллейбусы и маршрутки переполнены, особенно вечером, когда горожане возвращаются домой с работы. Реже встречается на дороге военная техника, также не слышно грохота ее постоянного передвижения ночью. Однако в городе полно людей в камуфляже с оружием, как мужчин, так и женщин", — пишут про Донецк.
"Отжатые у владельцев сетевые гипермаркеты изменили названия и вывески и теперь продают товары, ввозимые из России. Так, бывший "Фокстрот" стал просто "Фоксом", "Эпицентр" — "Галактика", с гипермаркета "Ашан" сняли вывеску и теперь он продолжает работать без названия, а новым собственником, как утверждают источники в руководящих кругах т. н. ДНР, является гражданин Абхазии", — рассказывается в статье.
"Зато начали открываться новые магазины и рестораны. Некоторые, правда, вызывают удивление. Например, на бульваре Пушкина в Донецке у здания т. н. "Дома правительства", расположенного в захваченной обладминистрации, открылся магазин якобы всемирно известного бренда женского белья "Viсtoria Secret", по крайней мере об этом сообщает вывеска. Продукция же выглядит несколько сомнительно. А на Набережной Кальмиуса, любимом месте прогулок дончан, появился ресторан "Рассея" со всеми присущими атрибутами — медведями, балалайками и пирогами, которые подают на топоре", — пишут визитеры в Донецке.
"В супермаркете "Караван" в одном из донецких "спальников" дефицит масла — полки, где оно всегда стояло, пустые. Полная продавщица с длинными крашеными ногтями говорит, что последнюю бутылку продала еще утром. Когда товар появится снова — она не знает. Зато на прилавки вернулась привычная для украинского покупателя бытовая химия, которая исчезла с началом товарной блокады, инициированной правительством. С июня ее заменила российская и белорусская малоизвестная продукция. Теперь снова можно купить привычные стиральные порошки, однако с этикетками на турецком, болгарском или венгерском языках и вдвое дороже", — отмечается в репортаже.
"Гривна практически исчезла из обращения — ею нельзя рассчитаться в большинстве магазинов и кафе, на рынке и в общественном транспорте. В супермаркетах убрали двойные ценники на товары (ранее цена указывалась в рублях и в гривнах), кассы для расчета в гривне также исчезли. "Львовская мастерская шоколада", пожалуй, одно из немногих мест, где до сих пор счет приносят в гривнах, но и здесь, по желанию, можно рассчитаться российской валюте. Самопровозглашенная власть наконец выполнила свое еще летнее обещание "отпустить" рубль. В обменниках за одну гривну дают 2,60 рубля (ранее соотношение было 1:2). С введением плавающего курса цены несколько повысились, однако из-за давления самопровозглашенной власти предприниматели сбросили их до прежнего уровня. Однако и сейчас большинство базовых продуктов питания здесь дороже в полтора — два раза, чем в среднем по Украине. Все, кто имеют возможность, выезжают за покупками в Артемовск, Славянск, Краматорск и другие города на подконтрольной территории", — рассказывают журналисты.
"Между тем, на заборах и стенах бетонных многоэтажек в спальных районах появляются трафареты трезубцев и надписи "Слава Украине", нанесенные баллончиками неизвестных патриотов, которые перемежаются флагами "Новороссии" и напоминанием о том, что "Донбасс никто не ставил на колени", — сообщается в публикации.
Фото Громадське
Как сообщал "Апостроф", в июне житель оккупированного боевиками Донецка снял на видео прогулку по центру города.
Читайте также материал "Апострофа": Война отбросила Донбасс в средние века: фото, видео и репортаж из зоны АТО.