Минские соглашения и резолюция Совбеза ООН об отправке миротворцев и создании переходной администрации могут помочь Украине разрешить конфликт на Донбассе мирным путем.
Об этом бывший посол Украины в Хорватии, советник министра по вопросам временно оккупированных территорий Александр Левченко рассказал в интервью "Апострофу".
Дипломат объяснил, что Эрдутские соглашения, которые были подписаны в ноябре 1995 года между представителями Хорватии и местными сербскими властями, с которых началось восстановление суверенитета Хорватии над Восточной Славонией, в отличии от Минских соглашений, не имели пункта о контроле за границей, а также вопроса предоставления "особого статуса", - Хорватское государство само разработало и гарантировало такой статус, и он носил скорее экономический характер.
"У правительства Хорватии было взято разрешение о том, что оно позволяет миротворцам осуществлять контроль над внешней границей вместо Республики Хорватия. В нашем случае есть пункт о границе, и это хорошо", - заметил он.
Левченко напомнил, как шло обсуждение вопроса введения миротворцев на Донбасс пока Россия в сентябре 2017 года не заявила о готовности поставить на линии разграничения войска ООН, которые бы помогали миссии ОБСЕ, что было бы цементированием ситуации замороженного конфликта.
"Является ли это интересом Украины и наших коллег по "нормандскому формату"? Нет. Наша задача в том, чтобы решить это мирным путем. Каким образом это можно сделать? Руководствуясь Минскими договоренностями и будущей резолюцией Совета безопасности ООН. Очевидно, ее принятию должна предшествовать оценочная миссия ООН. Условно говоря, 100-200 специалистов в течение месяца должны мониторить ситуацию на временно оккупированной территории. Ведь нужно еще где-то разместить войска: должны быть свободные казармы, территория, где можно поставить палатки и нет мин, есть доступ к воде и электричеству. Определенные расчеты можно провести и в Нью-Йорке, и в Киеве, но надо также оценить ситуацию на месте. Далее происходит доклад Генсеку ООН и Совбезу, оценивается, какой контингент там можно разместить и – самое главное – сколько это будет стоить", - рассказал он.
"Далее происходит процесс рассмотрения финансового отчета и того, сколько человек должен насчитывать контингент – вооруженный, полицейский и гражданский компоненты. И уже тогда самый главный вопрос и дискуссия в Совбезе – принятие резолюции СБ ООН. Мы осознаем, что российская сторона, возможно, будет не соглашаться с некоторыми вещами, - подчеркнул дипломат. - Поэтому все будем апеллировать к тому, что исключительная задача этой миссии – реализация Минских договоренностей, под которыми стоит подпись российской стороны. Москва кучу раз повторила, что Киев не придерживается соглашений. Мы это, конечно, опровергаем, но что же, давайте вместе выполнять документ с помощью такого замечательного инструмента, как транзитная администрация и миротворцы".
По словам Левченко, в составе хорватского патруля был один хорват, один серб и один международный полицейский, практика образования подобных патрулей является "хорошим опытом", и ее целесообразно применить на Донбассе.
"Решением Министерства внутренних дел уже формируются подразделения для Донбасса, надо, чтобы полицейские были готовы к выполнению своих функций. Хорватский опыт говорит, что нужно отправлять профессиональных людей. Они также не должны быть участниками боевых действий – человек, у которого был опыт войны, будет иметь другое отношение к некоторым вещам. Чтобы предотвратить эмоциональное реагирование, хорватская сторона посылала туда тех, кто не был на фронте, и то же самое требовалось от местных", - подчеркнул он.
"Что отмечали хорватские специалисты? Они ожидали, что будут определенные трения. И они были, но всем предварительно говорили, что они должны психологически настроиться и что их главная задача – обеспечивать порядок на территории, а не давать политические оценки. Полностью были запрещены дискуссии в полицейских участках, - продолжил дипломат. - Хорваты говорят, что были удивлены тем, как добросовестно местные относились к выполнению заданий. Хотя они теоретически могли подставлять приезжих, но подходили к делу профессионально и работали как одна команда. Понятно, что было определенное недоверие, но они действовали максимально профессионально. За два года не было зафиксировано ни одного случая, чтобы кто-то прикрывал преступления или что-то подобное. Хотя было такое, что люди писали рапорты на увольнение, если психологически не могли продолжать сотрудничество. Такое случалось и со стороны хорватов, и со стороны сербов".
"Если примут резолюцию в нашем случае, то там речь о том, что задача транзитной администрации – передать власть в руки правительства Украины, поэтому элементы сотрудничества должны приветствоваться", - подытожил Левченко.
Больше о том, как хорватский опыт реинтеграции территорий поможет Украине, читайте в материале "Апострофа": Есть реальный сценарий возвращения Донбасса - дипломат о нескольких шагах и условиях.