RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Новости

22 декабря

Все новости

Как помочь ребенку в условиях войны: семейный психолог назвала десять пунктов

Психолог Светлана Ройз, которая ранее предложила с помощью мультфильма помочь ребенку понять, почему Россия напала на Украину, дала советы, как поддержать детей во время войны.

Об этом она написала в Facebook.

1. Помогаем вернуться к обычной функциональности. Нужно создать пространство поддержки, в котором ребенок сможет вернуться как минимум в то состояние, которое было до войны, до стресса. После пережитого закономерен определенный регресс - замирание, гиперактивность, появление страхов, или наоборот – состояние гиперконцентрации. Задача в том, чтобы ребенок вернулся в свое обычное состояние.

2. Не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам, иначе он будет становиться только беспомощнее. Все, что ребенок умеет делать сам, особенно сейчас – становится его силой. Для него очень важен опыт побед. Важно отмечать и поддерживать каждое его успешное действие.

3. Что бы ни происходило, нужно фокусироваться на том, что ребенок может сделать. Беспомощность, невозможность проконтролировать хоть что-нибудь - травматичны. Во время страшных событий и ситуаций надо обнять и утешить ребенка, но и предложить действие - подержать бутылку воды, посчитать шаги до двери. Когда ребенок справился - отметить это "ты справился, ты нашел выход, ты смог".

4. Ребенку, даже малышам, сложно все время быть "объектом". Дети сопротивляются тому, что мы их переставляем, перевозим с места на место. Их нужно предупреждать об изменениях и дать им возможность подготовиться к ним. Также необходимо привлекать их к подготовке, планированию, сбору вещей. Так ребенок сможет почувствовать, что он может на что-то влиять и контролировать

5. Телесная осознанность. Ребенку важно объяснять, что происходит с его телом в момент стресса – это тоже вклад в его силу.

"Ты услышал сигнал тревоги вспотел, у тебя сердцебиение стало громким и частым, у тебя стало частым и поверхностным дыхание, ты задрожал – это нормально. Так твое тело реагирует на стресс. Наш страх сейчас на страже нашей жизни. Ты здоров. С тобой все правильно и нормально. Твое тело заботится о том, чтобы ты был в безопасности. Оно дает тебе силы – убегать, помогать, действовать", - приводит психолог пример разговора с ребенком.

Когда опасность прошла, нужно обратить внимание ребенка на то, что он уже в безопасности: "Твое тело и разум твой справились. Сделай вдох и длинный выдох. Теперь ваше тело может расслабиться и восстанавливаться".

6. Близость. В период стрессов очень важно давать ребенку ощущение близости - сочувствие, возможность опереться и отдохнуть в утешении родителей.

"Сейчас детям еще в большей степени важны наши "я с тобой", "я люблю тебя". К сожалению, они чаще будут обижаться на нас", - отметила психолог.

7. Избегать обвинений. Ребенок, даже самый маленький, всегда чувствует ответственность за происходящее в семье. Детям нужно объяснять происходящее, с акцентом на том, что мы и дети невиновны - виноваты враги.

8. Попробовать новое. Признак того, что ребенок восстанавливается – к нему возвращается любопытство, желание изучать. Родители могут предложить им новое хобби, контакты, новые блюда.

9. Связь прошлого – настоящего – будущего. Во время стресса мы теряем чувство хронологии. Важно вспоминать прошлое с ребенком, давать ему скучать по тому, к чему сейчас нет доступа. Нужно также по возможности продолжать прошлые традиции и ритуалы. Мостик в будущее – задавать вопросы – себе и ребенку – а что мы будем делать дальше, даже в мелочах - поедим, почитаем, посмотрим мультики.

10. Когда нам плохо – ребенком это переживается сложнее, чем когда плохо ему самому. Важно заботиться о себе, просить о помощи, чувствовать близость друг с другом. Это вклад в стойкость ребенка.

Психолог подчеркнула, что если есть какие-либо острые состояния – с этим должны работать специалисты.

Ранее "Апостроф" публиковал советы родителям психолога Мартина Лазицкого, как стабилизировать душевное состояние ребенка, выехавшего из зоны боевых действий.