Эффективность и обороноспособность войска в настоящее время является главным приоритетом нашей страны. И самой важной в этом процессе является процедура прохождения военно-врачебной комиссии (ВЛК).
О том, чем «болеют» медицинские комиссии и почему реформирование ВЛК актуально, в эфире «Апостроф ТВ» говорили с Дмитрием Кушнаренко, адвокатом адвокатского объединения Актум и Мариной Троян, врачом, представителем группы медицинских специалистов АО Актум.
Говоря о важности объективного подхода к оценке состояния здоровья – как военнообязанных, так и военных, гости студии единогласно отметили, что процедура прохождения ВЛК напрямую влияет на общую боеспособность армии, поскольку ошибочное заключение ВЛК – это не только о правах человека и законность, а прежде всего о способности человека к выполнению определенных задач в соответствии с состоянием его здоровья. Кроме того, объективный вывод ВЛК – это отправная точка надлежащей социальной защиты со стороны государства по отношению к военным: получение льгот и надлежащих выплат при изменении состояния здоровья при защите Родины.
«Можно даже провести аналогию с защитой прав детей. Государство бескомпромиссно защищает детей – потому что дети это будущее любой нации и страны. И именно во время войны армия и каждый военный обеспечивают будущее нашей страны», - подчеркнул адвокат.
Врач и заведующий отделением реабилитации, которое расположено непосредственно в прифронтовой зоне Марина Троян, рассказала на примерах из своей практики, как ошибочное или субъективное решение ВЛК влияет на обороноспособность войска.
«Мой пациент – водитель БМП, у которого во время боевой операции произошел эпилептический приступ. К счастью, трагедию удалось предотвратить. Такая ошибка ВЛК могло стоить жизни пяти людям. Другая история – у военного во время эвакуации раненого с поля боя отняло ногу. У него хроническое заболевание позвоночника. И, чтобы их спасти, задействовали дополнительную эвакуационную группу. И подобных примеров множество. И именно они подтверждают необходимость изменений подхода к прохождению ВЛК», - рассказала врач.
Говоря о том, почему непригодных признают пригодными, адвокат отметил, что ВЛК в определенной степени зависимы: от государства, которое должно выполнить мобилизационный план, от общества, которое недовольно ненадлежащей оценкой состояния здоровья и т.д.
«К примеру, категория Б, которая означает непригодность к службе в десантно-штурмовых войсках, но пригодность к службе в войсках логистики или обеспечения. В условиях войны таких людей якобы можно привлекать к эвакуации раненых с поля боя, но обычно эти люди действительно больны. И как больной человек может вынести неподвижного раненого с линии боевого столкновения? И это мы еще не говорим о том, что по журналу боевых распоряжений этот человек не участвует в боевых действиях, а что будет если с ним что-нибудь произойдет?», - подчеркнул Кушнаренко.
Врач также обратила внимание на важность самостоятельной подготовки к медицинскому осмотру, поскольку во время прохождения ВЛК тщательного обследования не будет. Она советует заранее пройти все необходимые обследования и получить консультативные выводы, четко отражающие состояние здоровья и возможные осложнения. Таким образом можно обеспечить более точную диагностику и соответствующее лечение.
В то же время юрист отметил, что с военными ситуация вообще патовая, ведь у них отсутствует возможность проходить обследование в гражданских учреждениях, поэтому они должны обращаться в медицинские части своей воинской части. Чтобы пройти ВЛК, даже после ранения они должны подавать рапорты по поводу ухудшения состояния здоровья и о симптомах, которые могут свидетельствовать о заболевании. Должны иметь документальные подтверждения всех обращений и обследований, поскольку это может повлиять на дальнейшее лечение и возможность пройти ВЛК.
В случаях, когда есть опасения относительно необъективности медкомиссий или необходимость обжалования заключения ВЛК, адвокат советует заручиться поддержкой, как со стороны юристов, так и врачей во время прохождения ВЛК.
"Такой подход помогает обеспечить соблюдение всех процедур и получение корректных медицинских выводов. Благодаря сотрудничеству адвоката и врача, можно значительно улучшить качество оказанной помощи и защитить права военных и военнообязанных», - резюмировал Кушнаренко.