На временно оккупированных территориях Украины российские войска активизируют опрокидывание элитных подразделений и усиливают репрессии против гражданского населения. Об этом в эфире телеканала "Апостроф" сообщил руководитель Центра изучения оккупации Украины Петр Андрющенко.

По его словам, в Мариуполе сосредоточены элитные подразделения спецназа ФСБ и морской пехоты РФ.

"ФСБ и подразделения морской пехоты — это не те подразделения, которые участвуют в репрессивных мероприятиях. Это те подразделения, которые будут непосредственно задействованы в штурмовых действиях и на линии фронта. Таким образом, их временно перебазируют в Мариуполь", — отметил Андрющенко.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Он сообщил, что Мариуполь превращен в большой военно-логистический хаб, через который происходит постоянное перемещение техники и живой силы. Часть этих сил уже отправилась через Ростовскую и Донецкую области на север для участия в боевых действиях.

Параллельно с опрокидыванием войск на оккупированных территориях усиливаются репрессии против местного населения.

"Мы тоже наблюдаем, что последнюю неделю фактически по всем оккупированным территориям снова проводят чистки, мобильные блокпосты, проверку на улицах, проверяют телефоны и документы. Видим новые аресты всего — начиная от донатов на ВСУ и заканчивая лайками и реакциями в чатах", — рассказал Андрющенко.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Он подчеркнул, что российские силовики активно применяют статьи о "терроризме" и "государственной измене", чтобы преследовать украинцев за любые проявления проукраинской позиции. Средний срок наказания, по словам Андрющенко, составляет 15–16 лет лишения свободы.

Эксперт сообщил, что гуманитарное состояние населения на оккупированных территориях остается критической проблемой. В Мариуполе катастрофически не хватает воды, коммунальные услуги очень низкого качества, а медицинская система фактически не функционирует.

"Там ничего не улучшится, наоборот, ситуация становится хуже. Если брать только последний год, смертность выросла почти вдвое… это, пожалуй, ярче всего демонстрирует, какое на самом деле гуманитарное состояние и в каком состоянии находятся наши люди", — подчеркнул Андрющенко.

По его словам, ранее в Мариуполе умирало около 300 человек в месяц, теперь эта цифра достигает 600. Подобная тенденция наблюдается во всех оккупированных городах, особенно с 2022 года.

Он добавил, что больницы в Мариуполе укомплектованы медперсоналом лишь на 30%, что делает невозможным оказание даже базовой медицинской помощи. Эти факторы вместе с тотальным давлением оккупационных властей формируют крайне сложную ситуацию для украинцев на временно оккупированных территориях.

Во временно оккупированном Мариуполе фиксируют опрокидывание россиянами элитных подразделений спецвойск ФСБ и морской пехоты из аннексированного Крыма.

Россияне снова взялись за "улучшение" военно-железнодорожной логистики в Донецкой области, планируя строительство автомобильного путепровода через железнодорожную линию "Мариуполь — Волноваха".

"Апостроф" сообщал, что за первые шесть месяцев 2025 года российские суды вынесли 224 приговора по делам о государственной измене, шпионаже и конфиденциальном сотрудничестве с иностранными государствами. Это рекордный показатель за всю современную историю РФ.

Также Россия создает новую частную военно-морскую компанию, которая, вероятно, будет охранять так называемый "теневой флот" РФ в Черном море.

В школах временно оккупированного Крыма представители оккупационной администрации вместе с российскими военными проверяют мобильные телефоны детей — ищут запрещенные приложения, VPN-сервисы и даже украинский в настройках.

Также временно оккупированный Крым остается территорией постоянных и системных нарушений прав человека. Ежедневно жители подвергаются давлению, запугиванию, незаконным арестам и репрессиям со стороны оккупационных властей, а также сталкиваются с ограничениями своих основных социальных, экономических и культурных прав. Нарушения испытывают как украинцы, так и крымские татары. По данным Крымскотатарского Ресурсного Центра, за 9 месяцев 2025 года в оккупированном Крыму зафиксировано 706 нарушений.