Европа фиксирует приток молодых украинских мужчин призывного возраста. Это вызывает беспокойство в Польше и Германии, но в то же время помогает восполнить дефицит рабочей силы. Об этом в эфире телеканала "Апостроф" рассказал кандидат экономических наук, ассоциированный эксперт аналитического центра "Объединенная Украина" Иван Усс.
По словам эксперта, для европейских стран такая тенденция носит двоякий характер: с одной стороны, политики и общественность иногда обеспокоены "неумеренным притоком молодых мужчин", с другой — экономика нуждается в рабочих руках, и украинцы быстро интегрируются в общество.
"Они абсолютно нормально стерпятся с культурой, которая есть в этих странах. И наоборот — эти государства видят, что, в отличие от беженцев из других стран, украинцы являются хорошим дополнением, которое не создает проблем европейским странам", — отметил Усс.
Он подчеркнул, что украинцы ментально близки к европейцам и быстро адаптируются, в отличие от мигрантов из Азии или Африки, часто не интегрирующихся и создающих социальные напряжения.
По мнению экономиста, ситуация выгодна Европе, поскольку украинцы помогают компенсировать нехватку рабочей силы и снижают риски усиления позиций крайних правых партий. Критика, по словам Уса, чаще всего связана не с полом или возрастом мигрантов, а с нагрузкой на социальные системы принимающих стран.
"Они хотят, чтобы беженцы работали, а не получали социальные выплаты. Это, собственно, основная претензия ко всем беженцам, приезжающим в Европу", — пояснил эксперт.
Он отметил, что политики, недовольные наплывом украинцев, часто манипулируют социальными темами, но реальная проблема – это дефицит рабочих рук. Украинцы принадлежат к другой категории мигрантов — тем, кто стремится адаптироваться к новой среде, а не навязать свою культуру.
"Давайте отличать тех, кто приехал насаждать свою культуру, от тех, кто приехал ассимилироваться и приспособиться к вашей. А Украина — это как раз вторая группа", — подчеркнул Усс.
В то же время он признал, что для Украины это проблема, ведь молодежь уезжает, но для Европы выгодное пополнение рабочей силы. По мнению эксперта, возвращение украинцев станет возможным только при создании реальных перспектив дома.
"Если в Украине будет четкий месседж, что перспективы здесь есть, я более чем уверен, что все родившиеся здесь захотят вернуться. Самое главное, чтобы было ощущение того, что здесь есть перспектива", — подытожил он.
Некоторые политические силы Германии и Польши заявили о возможном ограничении поддержки украинских беженцев в связи с наплывом в последнее время мужчин в возрасте 18-22 лет. Это произошло после отмены Киевом запрета на выезд для этой категории граждан. Именно в этих странах проживает самое большое количество украинских беженцев в Европе.
Британское издание The Telegraph со ссылкой на данные польских пограничников писало, что за последние два месяца из Украины уехали почти 100 000 мужчин в возрасте от 18 до 22 лет, которым смягчили правила выезда в августе 2025 года. Основной маршрут, по информации приграничных служб соседних стран, пролегает через Польшу.
Государственная пограничная служба Украины (ГНСУ) не наблюдает ни одного массового оттока молодежи из страны. Хотя движение граждан в возрасте 18–22 лет фиксируется, его доля невелика по сравнению с общим пассажиропотоком на границе.
Количество украинских беженцев, подавших просьбу о временной защите в Чехии, возросло более чем вдвое после того, как украинское правительство разрешило выезд мужчинам в возрасте 18–22 лет. Общее количество беженцев из Украины в стране приближается к 400 тысячам, что заставило чешские власти обсуждать с ЕС возможное изменение условий предоставления защиты.
Глава Офиса миграционной политики подчеркнул, что возвращение украинских беженцев из Европы не сможет решить кадровый кризис в стране из-за их демографического состава и необходимости привлечения иностранных работников.
Он также сообщил, что выезд молодежи в возрасте от 18 до 23 лет из Украины не представляет угрозы для экономики.