воскресенье, 28 апреля

Найдены останки вымершей морской ящерицы - с большими челюстями и 10 метров в длину: фото

Международная группа палеонтологов обнаружила в Марокко окаменелости неизвестного ранее вида гигантских морских ящериц - мозазавров. Животное, получившее название Pluridens serpentis, было распространено примерно 72-66 миллионов лет назад.

Об этом пишет журнал Cretaceous Research.

Ученые наткнулись на находку позднего мелового периода в Марокко, где было найдено множество других видов мозазавров. Такое высокое разнообразие этой группы говорит о том, что перед вымиранием она была чрезвычайно распространена.

Мозазавры (Mosasauridae) - группа морских рептилий из отряда чешуйчатых: в разное время их роднили то со змеями, то с варанами. Последние исследования показали, что, скорее всего, мозазавры - сестринская группа змей. В конце мелового периода (примерно 72-66 миллионов лет назад) эти рептилии стали доминирующими морскими хищниками. Наиболее разнообразная фауна мозазавров найдена в отложениях периода позднего мела фосфоритоносного бассейна Улед-Абдун в Марокко. Исследователи открыли там около десятка видов мозазавров разного размера и строения зубной системы. Например, у Xenodens calminechari были острые режущие зубы, а у некоторых других видов - тупые и короткие, с помощью которых они раскалывали твердые панцири жертв.

Палеонтологи из Великобритании, Марокко и Франции под руководством Николаса Лонгрича (Nicholas R. Longrich) из Университета Бата изучили ископаемые остатки неизвестного мозазавра из бассейна Улед-Абдун и на их основе описали новый вид в роде Pluridens - P. serpentis. Ученые рассчитали, что его максимальная длина была около 10 метров. При этом P. serpentis имел длинные челюсти с многочисленными мелкими зубами - вероятно, его добычей были небольшие рыбы и моллюски.

Два полных черепа и несколько отдельных челюстей P. serpentis позволили ученым более тщательно изучить строение представителей рода Pluridens. По их данным, P. serpentis имел сравнительно небольшие глаза - вероятно, этот вид мозазавров полагался на другие органы чувств - на его челюстях палеонтологи обнаружили большое количество нервно-сосудистых отверстий, что говорит о развитой механорецепции.

Кроме того, родство со змеями позволяет предположить наличие хеморецепции с помощью раздвоенного языка. Змеи, в том числе морские, с помощью языка могут собирать молекулы из окружающей среды, а затем распознавать их.

Ученые пришли к выводу, что эти мозазавры процветали перед мелово-палеогеновым вымиранием.

Как сообщал "Апостроф", команда исследователей из Института палеобиологии Польской академии наук (PAN) и Варшавского университета (UW) обнаружила на юго-западе Польши окаменелости неизвестного ранее вида вымершей рептилии - этозавра.