четверг, 2 мая
Мир

Вирус made in Russia: ученые предупреждают о новой угрозе для человечества

В Сибири России планируют масштабные горнодобывающие работы, в рамках которых для добычи нефти и руды хотят сделать огромные отверстия в глубокой вечной мерзлоте. Это освободит огромное количество патогенов, сохранившихся во льду за миллион лет, считают ученые.

Об этом сообщает Science.

Читайте также: Ученые такого еще не видели: в США обнаружен первый вирус-"вампир"

Древние вирусы в вечной мерзлоте Арктики могут освободиться из-за глобального потепления, спровоцировав большую вспышку болезни. Верхние слои основных запасов планеты в Канаде, Сибири и Аляске тают.

Вместе с тем вирусолог Марион Купманс из медицинского центра в Роттердаме и французский генетик Жан-Мишель Клавери считают, что опасность также несет исчезновение арктического морского льда, из-за чего в Сибири планируют увеличить судоходство, перевозку и промышленное развитие, проводя масштабные горнодобывающие работы и делая большие отверстия в глубокой вечной мерзлоте.

"Если вы посмотрите на историю вспышек эпидемий, одним из ключевых факторов были изменения в землепользовании. Вирус Нипа распространили летучие мыши, которых люди изгнали из мест их обитания. Также обезьянью оспу связывают с распространением урбанизации в Африке. В скором времени увидим в Арктике: полное изменение землепользования может вызвать новую вспышку", – отметила Купманс.

Вирус из вечной мерзлоты, которому около 30 тысяч лет Фото: Жан-Мишель Клавери

По ее словам, это может быть древняя форма полиомиелита или нечто подобное. Тем более что исследователи обнаружили существование в семи разных местах Сибири нескольких различных вирусных штаммов, одному из которых 48 500 лет. Несмотря на тысячелетнее пребывание в вечной мерзлоте, они могут инфицировать одноклеточные организмы.

"Вирусы, которые мы исследовали, не представляют опасности для людей. Однако это не означает, что другие вирусы, захороненные в вечной мерзлоте, не могут вызвать заболевания у людей. Например, мы идентифицировали геномные следы поксвирусов и герпесвирусов, хорошо известных патогенов человека", – отметил Клавери.

Ученые планируют создать карантинные учреждения и провести медицинскую экспертизу, чтобы определить ранние случаи болезней и лечить их на месте, чтобы сдерживать распространение инфекции в будущем.

"Сейчас мы сталкиваемся с ощутимой угрозой, и должны быть готовы справиться с ней", – заявил французский генетик.

Напомним, найден нулевой пациент COVID-19.

В одной из областей Украины выросло количество больных гриппом и ОРВИ