В сентябре СНБО опубликовал список компаний, попавших под санкции за финансирование терроризма и в связи с агрессией России против Украины. Критерии, которыми руководствовался СНБО, вызывают удивление у бизнеса и подозрения в лоббировании чьих-то личных, а не национальных интересов. Попавшая в санкционный список компания "М.С.Л." ведущий организатор лотерей в Украине вообще оказалась первым в стране плательщиком военного налога. О жизни бизнеса под санкциями рассказал "Апострофу" гендиректор компании АНДРЕЙ УРЯДОВ.

– В мировой практике лотерейный бизнес является одним из существенных источников финансирования социальных программ, культуры, спорта, науки, а также наполнения государственного бюджета. Насколько вам, как генеральному директору одной из крупнейших компаний на рынке, удается реализовывать принципы лотерейного бизнеса в Украине?

– Вы совершенно правы в том, что во всем мире лотереи используются для наполнения бюджета и считаются одним из способов дополнительного добровольного налогообложения граждан. В Австралии, к примеру, доходы от проведения лотерей находятся на 5-м месте среди всех источников пополнения бюджета. То есть, вы можете представить, насколько это эффективный инструмент. Что касается нашей компании, а также ее деятельности в государстве, то для понимания ситуации нужно сказать несколько слов об истории.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

– Если я правильно понимаю, то "М.С.Л." является преемником "Спортлото"?

– Совершенно верно. Наша компания существует уже более 45 лет и ведет свою историю с 1970-го года. С создания тогда еще советского "Спортлото", которое было нужно для внебюджетного финансирования физкультуры и спорта. Другими словами, за лотерейные деньги велась подготовка к Олимпиаде 1980 года (Летним Олимпийским играм, состоявшимися в Москве, – "Апостроф"). За десять лет, предшествовавших Олимпиаде, было построено больше 70 спортивных объектов для проведения игр, а несколько десятков объектов отреставрировано. С тех пор, еще в советские времена, деньги, которые государство получало от "Спортлото", инвестировались в инфраструктуру. В первую очередь, в спортивную. То есть исторически сложилось так, что название "Спортлото" отражало место, куда идут лотерейные деньги. После развала Советского Союза наша компания, одна из немногих, осталась работать на рынке лотерей. В то время, как многие участники рынка распад СССР не пережили, нам удалось не только сохранить компанию, но и использовать свой многолетний опыт на благо страны. С 1994 года мы стали членом Европейской ассоциации лотерей, куда входят все компании-операторы государственных лотерей, вне зависимости от формы собственности.

– То есть государственные лотереи может проводить и частная компания?

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

– Это важно понимать, поскольку не всегда оператор государственных лотерей находится в собственности у государства. Термин "государственная лотерея" означает, что эти лотереи проводятся от имени государства. При этом проводить их может как частная, так и государственная компания. Хорошим примером тому является британский оператор "Камелот", принадлежащий одному из канадских пенсионных фондов. Эта компания показывает очень хорошие результаты, и дай Бог нам выйти на такие показатели. Вместе с тем, экономическая ситуация в Украине сейчас не позволяет в чистом виде применить опыт "Камелота". Так вот, с 1994 года мы начали анализировать и накапливать не только внутренний, но и внешний опыт. Среди прочего, речь идет о лучших практиках, которые применяются операторами государственных лотерей в Европе: внутренней структуре компании, технологических процессах и правильной организации лотерей. Более чем 45-летняя история компании позволяет нам называть себя экспертами в этой сфере. Кроме того, до недавнего времени мы были крупнейшим оператором лотерей в Восточной Европе.

– А почему "до недавнего времени"?

– Потому что в последние два года произошли события, которые отбросили нас назад. Наверное, более чем на 10 лет.

– Можно ли в отношении вашей компании говорить о поддержке со стороны государства?

– О поддержке говорить не приходится. В то же время здесь уместно рассказать о потерях государства. Если говорить о налогах, то в 2013 году мы заплатили 297 млн грн в бюджет. Это и отчисления, и налоги, и сборы. В 2014 году – 240 млн грн. Причина снижения – банальна. Это призыв министра финансов бойкотировать лотереи, а также атака со стороны МВД и потери наших сетей на захваченных Россией украинских территориях. В 2015 году за 9 месяцев успели перечислить налогов и сборов на сумму в 124 млн грн. Интересный момент состоит с включением "М.С.Л." в санкционный список. В этот перечень попала компания, которая по результатам 2014 года была плательщиком №1 военного сбора. Среди всех юридических лиц Украины. То есть компанию, которая собрала больше всех денег на нужды украинской армии, фактически обвинили в финансировании врага.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

– Как события последних двух лет отразились на ваших сотрудниках?

– По состоянию на 2013 год у нас было около 7 тыс. точек продаж, а около 8 тыс. человек работали на компанию. На сегодняшний день у "М.С.Л." есть менее чем 4 тыс. точек продаж, а количество сотрудников уменьшилось до 4 тыс. человек. Такая отрицательная динамика наблюдается с 2014 года. Люди начали терять рабочие места, а развитие сети прекратилось.

– Это связано с санкциями, под которые попала "М.С.Л.", или с экономическим положением в Украине в целом?

– Санкции являются последним звеном в цепи тех событий, которые связаны с атакой на лотерейный рынок в целом и на нашу компанию в частности. Еще год назад в Украине было четыре обладателя лицензий на проведение лотерей: "Ощадбанк", "Партиот", "М.С.Л." и Украинская национальная лотерея. "Ощадбанк" как не работал с лотереями, так и не работает до сих пор; "Патриот" и "М.С.Л." попали в санкционные списки, а Украинская национальная лотерея стала монополистом на рынке.

– Что вы подразумеваете под цепью событий?

– Ну, например, в августе прошлого года тогдашний министр финансов Александр Шлапак призывал бойкотировать государственные лотереи в Украине, публично заявив о незаконности их деятельности. Было, к примеру, заявление господина Шлапака о том, что компания работает без лицензии, что это не лотерея, а игорный бизнес. В связи с этим на "М.С.Л." произошла атака со стороны МВД, в результате которой мы вынужденно сократили сеть. Только после того, как мы выиграли около 400 судебных дел, сеть частично восстановилась. По моему мнению, господина Шлапака просто ввели в заблуждение чиновники Министерства финансов, которые достались Минфину "в наследство" от предыдущей власти.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

– Почему вы так считаете?

– Та информация, которая доходит до нас, свидетельствует, что тогдашнего и нынешнего министра финансов вводят в заблуждение по двум основным направлениям.

– Каким же?

– Первое – русофобия. При том, что атаки на нашу компанию в этом направлении ничем не подтверждены. Есть какие-то домыслы, слухи, кто-то что-то написал в интернете... Но на самом деле нам не предъявили никаких аргументов или доказательств того, что наша компания связана с российским бизнесом и причастна к сепаратизму и угрозе для родной страны. Второе направление – подмена понятий, а именно – неправильная интерпретация получаемых лотерейными компаниями доходов.

К примеру, давайте представим, что распространитель на точке продал игрокам лотерейных билетов на 100 гривен. Некоторые из проданных билетов окажутся выигрышными, поэтому, условно, 50% вернутся игрокам в виде выигрыша. С оставшихся у продавца 50 гривен лотерейный оператор уплатит государству налоги, сборы, а также заплатит за аренду точки продажи, выплатит зарплаты сотрудникам, заплатит подрядчикам за изготовление лотерейных билетов и прочее. То, что останется после всего этого, и есть прибыль лотерейного оператора.

Однако в реальности чиновниками среднего уровня в головы высших руководителей страны вкладывается понятие, что прибылью лотерейной компании являются те 100 гривен, которые продавец получил за продажу лотерейных билетов. На самом деле это далеко не так.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

А можно ли назвать претензии по отсутствию лицензии необоснованными?

– Здесь очень важно понимать, что если посмотреть на лицензию: и нашу, и любого другого оператора лотерей в Украине, то она у всех просрочена. Но это не наша вина, это наша беда. Потому что в свое время Министерство финансов не выполнило требование Закона о лотереях 2012 года и не разработало лицензионные условия. То есть не определило правила игры. Более того, когда появился Закон о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности, который в явном виде предписывал подготовить условия и выдать лицензии, чиновники Министерства финансов трактовали эту норму по-своему. Они считают, что требование закона выполнять не нужно, потому что это приведет к выдаче лицензий! Вы только вдумайтесь в это! То есть у нас мнение чиновника верховенствует над законом.

– Среди основных причин решения СНБО по внесению "М.С.Л." в санкционный список значится тот факт, что компания находится под полным контролем "Альфа-Групп" российских олигархов Фридмана и Хана. В этой связи сложно назвать российский след вымышленной догадкой. Некоторые СМИ даже сообщают, что якобы часть заработанных "М.С.Л." в Украине денег идут на финансирование российской армии.

– Самый эффективный индикатор финансирования или нефинансирования чего-то – это финансовые транзакции. Все финансовые транзакции компании "М.С.Л." есть в распоряжении Государственной службы финансового мониторинга. За последние два года ни одна копейка компании не покинула пределы Украины. Исключение, пожалуй, составляет оплата термобумаги в Испании у нашего подрядчика. Все это известно Финмониторингу и СБУ. Если в СБУ смогут показать, как "М.С.Л." финансирует террористов – покажите. Доказательств этому нет. Но у нас в стране, к сожалению, не действует презумпция невиновности. А, скорее, наоборот. Получается, что практически любого можно обвинить в терроризме или пособничестве терроризму, или же в поддержке вражеской армии, которая фактически ведет войну с нашей страной. Причем доказательств никаких не предъявляется. И это при том, что мы оперативно передали данные о структуре собственности "М.С.Л." в СБУ, раскрыли всех бенефициаров.

– Это случилось до попадания "М.С.Л." в так называемый "черный список" или после этого?

– На самом деле, мы эту информацию никогда не скрывали. Когда к нам поступали соответствующие запросы, мы всем предоставляли данные о собственниках компании. Это и государственные органы, и журналисты, и общественные организации. Когда журналисты "Еспресо TV" проводили свое расследование и обратились к нам с такой просьбой, мы ответили им и подтвердили информацию документально. Для того, чтобы понять, кто владелец компании, даже не обязательно к нам обращаться – зайдите в Госреестр и посмотрите сами. Но, повторюсь, в нашей стране, к сожалению, презумпция невиновности не действует.

– Как проходила процедура внесения "М.С.Л." в санкционный список? С вами велись какие-то переговоры или консультации?

– Никаких. Нам не задавали никаких вопросов. 16 сентября, когда вышел Указ президента, мы были просто шокированы тем, что наша компания оказалась в этом списке. Я считаю, что закон о санкциях, безусловно, был нужен. Но в связи с тем, что его подготовили в короткие сроки, его нельзя назвать совершенным. Нет четкого описания процедуры, как юридическое или физическое лицо попадает в "черный список". Есть государственные органы, у которых есть право включать кого угодно в этот список, но что происходит за кулисами процесса – никто не знает. И самое интересное – никто не обязан ничего доказывать.

– А как вы узнали о попадании в этот список? Вас как-то об этом уведомили?

– Наши юристы мониторят все, что происходит в юридической плоскости, и как только указ был опубликован, мы узнали, что "М.С.Л." в него включили. Никакого уведомления компании не было.

– В конце сентября вы заявили, что возглавляемая вами компания "М.С.Л." будет в суде требовать исключения из санкционного списка. Начался ли процесс обжалования решения СНБО, и как он проходит?

– Мы обратились с соответствующими запросами к президенту Украины, в СНБО, СБУ и другие государственные органы с предложением разобраться и исключить компанию из санкционного списка. На сегодняшний день мы получаем только отписки. Из СНБО, в частности.

– Какого рода отписки?

– Мы в санкционный список попали по воле СБУ. В службе на прямой вопрос объяснить нам причины такого решения, ответ был приблизительно такой: "Вы попали в список, потому что СБУ имеет на это право".

– Есть ли у вас надежда, что "М.С.Л." исключат из "черного списка"?

– Мы – оптимисты и считаем, что если этого не произойдет, общество потеряет оператора, который на деле доказал, что он в состоянии наполнять государственный бюджет.

– Есть ли намерения обращаться в европейские инстанции?

– Безусловно. Однако сначала мы хотим попытаться решить этот вопрос в Украине.

– Судя по всему, помимо репутационных рисков внесение возглавляемой вами компании в "черный список" также повлекло за собой финансовые потери. Так ли это, и о какой сумме убытков можно говорить?

– Сейчас мы подсчитываем эти убытки. Причем, не только компании, но и государственного бюджета в результате включения компании в санкционный список. Репутационные потери, в свою очередь, оценить очень сложно, однако они велики. Мы потратили десятилетия, чтобы у людей появилось доверие к лотереям. "Лото-Забава", к примеру, существует на рынке уже 16 лет, "Спортпрогноз" работает с 1987 года. Сейчас некоторые разработки придется начинать сначала.

– Будете ли вы требовать какой-либо компенсации в этой связи?

– Это будет зависеть от того, кого суд определит виновным. Но мы не строим планов мести нашему государству. Мы хотим, чтобы власти и люди трезво и объективно взглянули на ситуацию.

– Некоторые СМИ критикуют то ли украинские власти, то ли компанию "М.С.Л." за то, что лотерейные билеты этого оператора все еще продаются. Была ли вам запрещена продажа этих билетов?

– Сейчас компания "М.С.Л." находится фактически под санкциями. Счета компании заблокированы. То есть мы не можем осуществлять хозяйственную деятельность. В то же время компании "М.С.Л." не запрещали проводить лотереи.

– Повлияла ли сложная экономическая ситуация в Украине на социальные проекты, которые реализовывает "М.С.Л."?

– Мы не только платим налоги, мы еще часть прибыли тратим на социальные проекты. В 2014 году, к примеру, в городе Богуслав мы открыли учебно-тренировочный центр зимних видов спорта. На строительство этого комплекса мы потратили около 20 млн грн из своей прибыли. На сегодняшний день каждый третий ребенок в Богуславе занимается в построенном нами тренировочном центре. Мы продолжаем добрую традицию "Спортлото". Нас к этому никто не принуждает. В этом контексте будет уместно упомянуть, что мы уже практически 45 лет являемся спонсорами спортивного общества "Динамо", финансируем множество юношеских спортивных школ, являлись традиционными спонсорами международного кинофестиваля "Молодость". В этом году из-за санкций мы спонсорами фестиваля уже быть не смогли.

– Можете ли вы поделиться своими планами на будущую деятельность "М.С.Л."?

– Мы находимся в контакте с государственными органами с целью понять, в чем нас обвиняют и что не так, и надеемся, что компанию исключат из санкционного списка, несмотря на то, что в интернет-пространстве активно распространяется неправдивая информация о "вражеском следе", который так упорно, но безуспешно пытаются найти в нашей компании. Мы подвергаемся атаке недобросовестных СМИ в лучших традициях российской антиукраинской пропаганды. Однако интересно вот что – я открыто разговариваю с Вами, я не прячусь и готов ответить на все вопросы. А та грязь, которую выливают на нас по российской технологии, остается анонимной. Ни один журналист, который размещал и готовил негативные материалы против "М.С.Л.", не встречался со мной. Точные имена этих "очернителей" неизвестны либо вымышлены. Однако, несмотря ни на что, я очень рассчитываю на поддержку общества и призываю не поддаваться на провокации, которые предпринимаются через некоторые СМИ в отношении "М.С.Л.". Нужно смотреть не на лозунги, а на факты. Нужной информацией я готов поделиться со всеми желающими.