27 февраля в прокат вышла военная драма "Черкаси" - дебютный фильм Тимура Ященко, в основе которого лежит история обороны одноименного украинского тральщика, заблокированного в бухте Донузлав войсками РФ в марте 2014 года. В сети картина получила минимум критики, но и довольно скромные хвалебные отзывы. Вместо субъективной рецензии theLime предложил режиссеру ответить на главные вопросы, которые возникли во время просмотра.

picture Фото: facebook.com/TymurYa

  • Довольны ли вы картиной "Черкаси"? Все ли задуманное удалось реализовать? Если нет, то почему?

Своим дебютом я доволен где-то на 7 из 10-ти. Конечно, не все задуманное мной удалось воплотить на нужном качественном уровне. Например, не удалось до конца проявить античную тему, заложенную в сценарий, можно было лучше развить второстепенных персонажей, но экранное время ограничено. После драки руками не машут, и я уверенно доволен фильмом, считаю что картиной удалось высказаться и донести главные месседжи. Это первый опыт полного метра, поэтому работа над ошибками, конечно, у меня была. Было очень интересно найти в фильме тонкие и сверхважные моменты, которые были второстепенными на бумаге, и наоборот. Когда пишешь историю, потом ее режиссируешь - теряется дистанция до самого "фильма на экране", что есть важнейшим во всем творческом процессе.

  • На ОМКФ зрителям была представлена режиссерская версия. Насколько она отличается от той, которая вышла 27-го февраля в прокат?

В режиссерской версии фильма есть определенные тонкие нюансы, которые очень важны для меня, как автора. По объективным различиям:

Язык и лексика. В режиссерской версии соотношение русского/украинского языка - 70/30. Как по мне, это более соответствует действительному положению вещей, и поэтому для меня было сверхважно сохранить именно такое языковое соотношение. Это также касается использования нецензурной лексики. В прокатной версии часть диалогов была переозвучена на украинском языке в соответствии с законодательными требованиями в Украине. Правда, не "дикторским" языком, а украинским разговорным, которым обычно между собой общаются люди. Из ненормативной лексики оставили высказывания, без которых диалоги теряют смысл, творческую ценность или правдивость.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Целевые аудитории. Режиссерская версия смонтирована Виктором Онисько бок о бок с режиссером и называется "U311 Черкаси", рассчитанная прежде всего представлять этот фильм международным поклонникам фестивального кино, для участия в кинофестивалях, международной дистрибуции. Соответственно, это больше режиссерское выражение, там более спокойный и медитативный темпоритм рассказа, другие начало и финал фильма, он больше по продолжительности (102 минуты). Версия фильма "Черкаси", вышедшая на экраны с 27 февраля, смонтирована Александром Черным, и ее задача - привлечение максимальной аудитории украинских зрителей, в том числе школьников. Соответственно, эта версия более динамичная и более короткая по продолжительности (94 минуты).

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА
  • Как считаете, в полной ли мере картина раскрывает суть событий в Крыму в феврале-марте 2014? (Личное мнение: Нелинейное повествование оставляет зрителю много недосказанностей. Появление "зеленых человечков", затопленные корабли в бухте Донузлав, помощь крымских татар украинцам, параллельные события в Киеве и в городах Крыма, настроения украинцев - все это показано бегло и рассчитано в основном на аудиторию , хорошо знакомую с аннексией Крыма Россией. Кажется, такого рода фильм должен максимально раскрывать суть событий даже тому зрителю, который слышит об этом впервые).

Нет. Это фильм о команде морского тральщика "Черкаси". Это элемент в мозаике хронологии аннексии Крыма. Я считаю, художественная картина "Черкаси" призвана погрузить зрителя в атмосферу ВМСУ 2013-2014 годов и предоставить точку отсчета для обновления украинских ВМС. Моей целью было напомнить о наших общих событиях украинскому зрителю и заинтересовать международного, побудить зрителя самому для себя раскрывать суть событий в Крыму через различные документальные факты, и не только сегодня, но и годы спустя. Мы закрепили в художественном кино факт оккупации украинских территорий и именно метод российских военных, пояснили будущим поколениям, почему произошло именно так, а не иначе, показали ментально-культурный конфликт в нашем обществе. Можно в тысячах способов показать одну и ту же историю. Мы рассказали по-своему, главным было раскрыть мир ВМСУ и рассказать нашу новейшую историю искренне, сделать портрет Украины 2014 года и зацепить зрителя эмоционально. Я надеюсь, этот фильм будет объединять украинцев и доносить нашу боль далеко за пределы наших границ.

picture Фото: facebook.com/TymurYa

  • Как создавались сюжетные линии Миши и Льва? Есть ли у героев реальные прототипы с похожими жизненными историями или они вымышленные?

Эти персонажи вымышленные.

  • Не кажется ли вам, что Миша и Лев, пришедшие на судно исключительно от безысходности, могут создать скорее негативный образ моряков? (Личное мнение: Миша - тунеядец, который прикладывается к бутылке и плачет от нежелания идти на службу. Идет, потому что надо. Идет, потому что нашлась компания в лице Льва. Лев - убитый горем парень (чьей смертью, кстати, тоже не ясно). Идет на судно, чтобы не оставаться в глухом селе и уйти от тяжелой реальности. То есть, речь не идет о патриотизме или желании защитить страну).

Это терапевтическое кино, я создавал его с мыслью о будущих поколениях. Главным было сделать фильм об украинцах, а не патриотах с желанием защищать страну от начала до конца. Обычные люди делают свой глубоко внутренний выбор, свой шаг в неизвестное. Для меня основным было показать возрождение души нации, вот о чем фильм. Это переосмысление общих событий, а не призыв к службе. Призывать должно государство, а не кино или режиссер. Патриотизм и желание защитить страну - это главная линия развития главного героя Миши, кстати. А Лев для меня вообще архетип античного героя, вложенный в украинский контекст. Так что все там есть, только не на подносе.

  • Не кажется ли вам арка главного героя (Миши) в сюжете незаконченной, раскрытой не в полной мере? (Личное мнение: Несколько коматозный, безэмоциональный герой подается зрителю в образе бездельника, любителя выпить, который до истерики не хочет отправляться на службу. Оказавшись на судне, он играет в карты, бегает в самоволку на довольно туманные и мало объясненные встречи с крымскими татарами. Под конец фильма принимает участие в обороне корабля, но так и не набирается смелости выстрелить из автомата по "зеленым человечкам". После взрыва в воде возле судна остаток времени на нем проводит в состоянии контузии. В таком же коматозном состоянии возвращается домой и вдруг отправляется "служить". Куда, почему, следуя каким мотивам - зрителю снова остается лишь догадываться).

Не кажется. Как по мне, Миша проявился максимально глубоко на экране. Кстати в созревании ему очень помогает Лев. Я снимал фильм о дружбе. Просто это кино некомфортное, оно задает вопросы, а не дает готовые ответы - именно так нас учили рассказывать истории в киношколе. Мы закладывали множество скрытых смыслов, и я уверен, что этот фильм будет интересно смотреть не один раз.

  • Как бы вы могли оценить операторскую работу фильма, монтаж? Все ли задуманное удалось реализовать? Если нет, то почему? (Личное мнение: С учетом того, что действие фильма происходит в море, операторская работа кажется несколько слабой. В кадрах не хватило, например, игры с закатами, рассветами, подводной съемкой).

Съемки далеко не были комфортными, и я доволен результатом. Удалось воплотить большинство задуманного. Игра с закатами, рассветами, подводной съемкой разрушала бы атмосферу замкнутого пространства и состояния безысходности, который мы старательно выстраивали.

  • Довольны ли вы работой актеров в кадре? (Личное мнение: Уверенной игрой отличились Руслан Коваль, Роман Семисал. Игре, диалогам других актеров, а особенно агрессии и драме, поверить труднее. Сцены с избиением и насильственным кормлением кока, его агрессивные монологи, агрессия якобы российских спецов показались несколько карикатурными, неправдоподобными).

Игрой актеров очень доволен и приятно удивлен профессионализмом украинских актеров. "Черкаси" в определенном смысле это более широкий метафорический портрет Украины. В персонаж кока вложена метафора политикума Украины, который выбросили за борт украинцы. Это далеко не настоящий кок с "Черкас", который, кстати, был лучшим коком всех ВМСУ, славился своим талантом вкусно готовить. То есть мы вкладывали глубокие смыслы в эту историю сопротивления тральщика. Слава Украине!


В ноябре прошлого года в прокат вышел фильм Агнешки Холланд "Цена правды", исторический триллер о журналисте Гарете Джонсе, который первым рассказал миру о Голодоморе 1932-33 годов. Мы пообщались с актером Олегом Драчом и расспросили его о новой картине, а также о проблемах и перспективах украинского кино.

Не пропускайте также беседу с Джаредом Харрисом, звездой сериала HBO "Чернобыль". Вскоре после премьеры фильма мы расспросили актера о съемках в Киеве, роли Валерия Легасова и желании лично посетить украинский город-призрак.

Самые интересные новости теперь в Telegram! Подписывайтесь на канал theLime, чтоб ничего не пропустит.