Саудовская Аравия стала новым покупателем находящегося под западными санкциями зерна, вывезенного из временно оккупированного Крыма.

Об этом говорится в совместном расследовании Bellingcat и Lloyd's List, основанном на анализе спутниковых снимков и данных автоматизированной идентификационной системы судов (AIS).

Расследователи выяснили, что сухогруз "Краснодар" (IMO 9296781) по меньшей мере дважды осуществлял перевозку зерна из терминала "Авлита" в Севастополе в порты Саудовской Аравии в период с сентября по ноябрь 2025 года. В сентябре судно зашло в порт короля Абдаллы, а в ноябре - в порт Джазан.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

После выхода из Джазана 23 ноября "Краснодар" прошел Босфор и вернулся в Черное море, после чего на следующий день перестал передавать сигнал AIS на девять дней. Подобные периоды исчезновения из системы фиксировались и во время предыдущих рейсов.

В Bellingcat отмечают, что в обоих случаях "Краснодар" был единственным судном в районе с выключенным AIS, что подвергает сомнению версию о массовом глушении сигналов. Спутниковые снимки Planet Labs и Sentinel-2 также не подтвердили пребывание судна в Кавказском порту, как об этом заявлял арендатор.

В то же время журналисты трижды зафиксировали сухогруз вблизи терминала "Авлита", в том числе 26 ноября — именно в период отсутствия сигнала AIS. Идентификацию судна подтвердили характерные внешние признаки и его длина – 183 метра, согласно данным российского судоходного реестра.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Судно находится в аренде российской компании "Петрохлеб-Кубань", одного из крупных участников зернового рынка РФ. В комментарии Bellingcat компания отрицала свою причастность к экспорту зерна с оккупированных украинских территорий.

"Петрохлеб-Кубань не осуществляет деятельность в порту Авлита и не отгружает там зерно. Вся продукция, которую мы экспортируем, имеет российское происхождение", - заявил представитель компании.

Также в компании утверждают, что судно было погружено ячменем в порту Кавказ, а перебои в работе AIS объяснили военным глушением сигналов в Черном море.

Рейсы "Краснодара" свидетельствуют о том, что Саудовская Аравия присоединилась к перечню стран, уже импортировавших зерно непосредственно из оккупированного Крыма. Ранее среди таких государств расследователи называли Иран, Сирию, Турцию, Египет, Венесуэлу, Ливию, а также контролируемые хуситами районы Йемена.

В общей сложности Bellingcat и другие медиа идентифицировали по меньшей мере восемь стран, получавших зерно из крымских портов после начала полномасштабного вторжения РФ в Украину.

Севастопольский порт и терминал "Авлита" находятся под санкциями Европейского Союза, Великобритании и США, хотя отдельные санкции ООН в отношении них не введены. Украина считает такое зерно незаконно присвоенным и не раз призывала международных партнеров отказаться от его закупки.

Первый заместитель министра развития общин и территорий Украины Алена Шкрум сообщила Bellingcat, что Киев системно отслеживает экспорт зерна с оккупированных территорий и поднимал этот вопрос в диалоге с Саудовской Аравией в рамках Международной морской организации.

"Мы получили заверение, что власти Саудовской Аравии активно противодействуют рискам, связанным с деятельностью теневого флота и нарушениями международного морского права", - отметила она.

По словам Шкрум, Украина и дальше будет сотрудничать с партнерами для идентификации судов и введения санкций против участников незаконного экспорта.

Недавно Служба безопасности Украины арестовала в Одессе судно, которое входило в "теневой" флот России и незаконно перевозило украинскую агропродукцию из временно оккупированного Крыма.