Парламент должен изменить сроки исчисления давности, в частности, приостанавливать их с момента направления дела в суд. Такое мнение высказал руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Александр Клименко во время Антикоррупционного WOW-Экспресса.
"Это будет чрезвычайно сложное для парламента решение, но все равно, я думаю, что мы вынуждены будем его принять. Нужно все же изменить порядок исчисления срока давности. После направления дела в суд он должен прекращать исчисляться. То есть не с момента вступления уже законной силы в окончательном решении суда, а именно с момента направления дела в суд. Это может решить большое количество наших проблем, которые у нас сейчас есть”, - сказал он.
В частности, такое нововведение сделает невозможным схему, "когда и прокурор, и судья, и обвиняемый договариваются о том, что дело просто не будет слушаться и его через 10 лет закроют".
"И это касается не только ВАКС. У ВАКС, кстати, лучшая ситуация с вопросом рассмотрения дел и количеством закрытых по срокам давности. Если мы возьмем глобально по Украине, то ситуация катастрофическая и это единственное, что может решить этот вопрос", - уверен он.
Это поможет решить проблему неотвратимости наказания не только за коррупционное, но и за любое другое преступление, добавил Клименко.
Сроки давности за коррупционные преступления
Как объяснил "Апострофу" управляющий партнер АО «EvrikaLaw» Андрей Шабельников, сроки давности за коррупционные преступления – это важный инструмент уголовного права, который показывает, сколько времени у государства есть, чтобы привлечь человека к ответственности за коррупцию.
Они призваны обеспечить баланс между интересами правосудия и принципом правовой определенности, но в то же время имеют особое значение в сфере борьбы с коррупцией, поскольку такие преступления часто оказываются много лет спустя после их совершения. Порядок исчисления, остановки, прерывания и истечения сроков давности прямо регулируется статьей 49 Уголовного кодекса Украины, а также нормами о продолжающихся преступлениях.
"Согласно ст. 49 УКУ, он начинается со дня совершения преступления, то есть с того момента, когда лицо впервые нарушило уголовный закон, - объясняет адвокат. - Коррупционные преступления в основном относятся к деяниям повышенной общественной опасности – средней тяжести, тяжких или особо тяжких. Поэтому сроки давности в этой сфере значительны”.
В частности, предусмотрены следующие сроки:
- 5 лет – если речь идет о преступлении средней тяжести, например, извлечении неправомерной выгоды в небольшом размере;
- 10 лет – для тяжких коррупционных преступлений, таких как получение неправомерной выгоды в большом размере или злоупотребление властью с тяжкими последствиями;
- 15 лет – когда речь идет об особо тяжких коррупционных действиях: взятка в особо крупном размере, масштабная растрата или другое тяжелое посягательство на публичные финансы.
Срок давности считается таким, что истек, когда прошло 5, 10 или 15 лет (в зависимости от тяжести преступления) – и при этом не было никаких обстоятельств, которые бы останавливали (если лицо скрывается от следствия) или прерывали его течение, говорит адвокат. В таком случае государство упускает возможность привлечь лицо к уголовной ответственности: не потому, что деяние перестает быть преступлением, а потому, что время, отведенное законом для наказания, исчерпано.
Напомним, 10 декабря детективы НАБУ провели обыски у должностных лиц ГУ ГНС в Хмельницкой области и ГУ ГНС в Николаевской области. Также следственные действия происходили в центральном аппарате ДПС. Уголовное производство касается событий, происходивших в 2024 году и завершившихся в самом начале 2025 года, и связанных с вопросами рисковых предприятий.