На саммите в столице Бамако 22-23 декабря Мали, Буркина-Фасо и Нигер официально объявили о запуске конфедерации «Альянс государств Сахеля» (AES), которая позиционируется как альтернатива западным форматам безопасности и финансов. Лидеры трех стран договорились о создании совместных вооруженных сил, банка развития и собственного телеканала, формализовав новую модель региональной интеграции.

Ключевым элементом безопасности стали общие вооруженные силы FU-AES численностью около пяти тысяч военнослужащих. Формирование объединено из подразделений национальных армий трех государств, предусмотрено единое командование и координация наземных, воздушных и разведывательных компонентов. Штаб новых сил размещен в Ниамее. Официально FU-AES создаются для борьбы с исламистскими группировками, однако сама концепция преподносится как замена механизмов ECOWAS и западного военного присутствия в регионе. Запуск конфедерации происходит на фоне напряженных отношений с Нигерией, традиционно считавшейся главным региональным гарантом безопасности.

Экономической опорой нового объединения стал Банк инвестиций и развития AES с уставным капиталом 500 млрд. западноафриканских франков, что эквивалентно примерно 900 млн. долларов США. Штаб-квартиру финансового учреждения разместят в Бамако. Руководство конфедерации рассматривает банк как инструмент «суверенной интеграции», призванный финансировать инфраструктурные и стратегические проекты без зависимости западных кредиторов и международных финансовых институтов.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Параллельно лидеры AES объявили о запуске совместного телеканала AES Television. Его первый эфир, в котором приняли участие руководители трех государств, носил отчетливо идеологический характер и был направлен на формирование собственного информационного пространства и уменьшение влияния западных медиа.

В Службе внешней разведки отмечают, что такая конфигурация открывает для России дополнительные возможности влияния в регионе – в сфере безопасности, финансов и информации – без формального взятия на себя долгосрочных обязательств. В то же время сама логика Североатлантического союза Сахеля свидетельствует о стремлении его участников сохранять максимальную автономию, используя внешних партнеров ситуативно и оставляя за собой полный контроль над принятием решений.

В СЗРУ отмечают, что для режимов Мали, Буркина-Фасо и Нигера характерны политическая непоследовательность, быстрое изменение приоритетов и прагматичная готовность разрывать договоренности, как только они перестают быть выгодными. В этой модели Россия может наращивать присутствие, однако рискует столкнуться с таким же оппортунизмом и нестабильностью, с которыми ранее уже сталкивались другие внешние игроки в регионе Сахеля.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА