RU  UA

Четвер, 18 квітня
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.35

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Требования МВФ: нужны ли горькие таблетки украинцам

В Україні неохоче йтимуть на нові вимоги МВФ в пунктах про ринок землі і створенні антикорупційних судів

В информационном пространстве вспыли новые данные о требованиях МВФ к Украине. Цена транша – выполнение 12 пунктов требований Международного кредитора. Семь из них - новые. Среди основных пунктов требований: пенсионная реформа, антикоррупционные суды и рынок земли. Пенсионной реформе продлили срок до конца марта 2017 года: от Украины требуют постепенно повысить пенсионный возраст так, чтоб к 2027 году он и для мужчин, и для женщин составил 63 года. До конца марта 2017 года Рада должна принять закон о рынке земель. А до конца июня Фонд требует от Украины создать антикоррупционные суды. Украинские власти пока не подтверждают достоверность текста требований, попавшего в СМИ. Так, вице-премьер Павел Розенко заявил, что Украина не брала на себя никаких обязательств по повышению пенсионного возраста, и этого требования нет в меморандуме с МВФ. О том, действительно ли такие требования могут быть в Меморандуме МВФ, насколько украинские власти готовы их выполнить, рассказывает специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.


Что это было? Это - слив в прессу драфта одного из этапов. И обе стороны до определенного момента будут это отрицать. Настоящий текст появится после заседания правления МВФ, на котором будет утвержден транш и, собственно говоря, будет принят этот меморандум. Скорее всего, это заседание состоится в конце января – начале февраля. Соответственно, в где-то середине февраля мы увидим текст Меморандума. Его первым пунктом будет пенсионная реформа, она давно назрела, давно о ней говорят. И вот сейчас, судя по тому, что мы видели на сайте Минсоцполитики, уже есть проект пенсионной реформы, совпадающий с пожеланиями МВФ. Вероятно, мы уже пришли к тому моменту, что пора проводить реформу. Когда вы больны, то вынуждены принимать таблетки, хотя они тоже невкусные и неприятные. Это не только украинская проблема, через такие реформы проходит весь мир.

Если смотреть с точки зрения демографии: сейчас у нас где-то 2,6 работающих на одного пенсионера. Через 10-15 лет мы увидим цифру – 1,5. Просто нет денег в солидарной системе, в которой работает Украина, и нет такой возможности, чтобы пенсионеры содержались работающими людьми. Долгосрочный план предусматривает переход на второй уровень пенсионной системы – накопительный. Пока же для снижения влияния факторов вызванных ростом продолжительности жизни приходится постоянно повышать пенсионный возраст.

По данным Минсоцполитики, люди после выхода на пенсию живут 25-30 лет. Поэтому говорить о том, что повышение пенсионного возраста — это геноцид, неправильно. Ведь до недавнего времени женщины выходили на пенсию в 55 лет. Это еще довольно ранний возраст по стандартам современного мира — люди живут гораздо дольше. И украинская экономика не может себе позволить, да и любая экономика мира, не может жить по такой солидарной системе.

В Украине люди живут дольше, чем мы привыкли считать. Есть еще такой показатель, как ожидаемая продолжительность жизни. Для 20-30-летних, которые сейчас начинают работать, ожидаемая продолжительности жизни составляет 90-100 лет. При таких показателях и существующих нормах законов, выход на пенсию происходит слишком рано. Получается, что вы на пенсии будете долго, все это время нужно будет платить вам пенсию, а денег нет, и людей нет, которые будут ее обеспечивать (работать на вашу пенсию). Поэтому нужно повысить пенсионный возраст. Повышаем пенсионный возраст – повышаем, соответственно, и пенсии. Это давно нужно было сделать, мы просто оттягиваем и оттягиваем. Ведь даже Беларусь повышает пенсионный возраст.

Есть другой вариант – повышать налоги, которые мало кто любит, но их повышение не обеспечит рост экономики. Соответственно, решение о снижении ЕСВ было правильным.

Следует подчеркнуть, что среди всех пунктов требований самые важные это: пенсионная реформа, закон о рынке земли и антикоррупционные суды.

Принять закон о рынке земли также непросто, потому что у нас думают, что такой рынок – это плохо. Об этом уже 20 лет твердят популисты. Украина, наверное, единственная страна в Европе, помимо Беларуси и России (которая является примером варварского государства), где нет рынка земли. Нелогичный популизм, который связан с вопросом рынка земли, очень устойчив. Все считают, что земля «святая» и на украинскую землю нельзя никого пускать. Это позволяет не платить реальную стоимость аренды. Если будет рынок земли, агрофондам нужно будет аккумулировать большие средства, скупать землю и не дать ее кому-то перехватить.

Отсутствие рынка земли выгодно тем, кто оперирует огромным земельным банком, принадлежащим государству. При этом аренда земли приносит «ноль» в бюджет, но так же не бывает. Соответственно, есть люди, которые получают прибыль, но они заинтересованы, чтобы не допустить введения рынка земли, поскольку останутся без денежного потока, который их кормит. Земельный рынок, конечно, не так важен для МВФ. Это не его прямая специализация, этот пункт важен для конгломерата кредиторов и для экономики Украины.

По моему глубокому убеждению, наименьшие шансы на выполнение имеет требование по созданию антикоррупционных судов. Внутренне сопротивление украинское власти – самое большое именно к этой новации.

Наверное, в МВФ понимают, что не все 12 пунктов будут выполнены. Поэтому они стараются включить максимальное количество требований в Меморандум, чтобы мы выполнили как можно больше.

Читайте також

Гектари за безцінь: чи збережуть українці землю від іноземних посягань

Допуск на ринок землі в Україні юридичних осіб спричинив велике зростання цін на земельні ділянки, фермери бояться залишитися безземельними

Дефолт як подарунок Путіну: чи виживе Росія як держава

РФ очікує кризу, яку можна буде порівнювати з економічною катастрофою часів розпаду СРСР

Механізми для залучення грошей не сподобаються українцям, але без цього ми не переможемо - економіст Олег Пендзин

Економіст Олег Пендзин розповідає, де держава може взяти кошти на новий мобресурс 450-500 тисяч осіб