RU  UA  EN

Середа, 6 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Політика

У нас есть план,— посол Украины при ООН о миротворцах на Донбассе и борьбе с Россией

Как Украина будет добиваться своих целей в Совбезе ООН

Как Украина будет добиваться своих целей в Совбезе ООН Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко Фото: Укринформ

С 1 января Украина официально стала непостоянным членом Совета Безопасности ООН на два года. За это время официальный Киев намеревается добиться прогресса в вопросах урегулирования войны на Донбассе и возвращения Крыма. О том, какие проблемы ждут Украину на этом пути, как их можно обойти и многом другом в интервью корреспонденту "Апострофа" АРТЕМУ ДЕХТЯРЕНКО рассказал новый постоянный представитель Украины при ООН ВЛАДИМИР ЕЛЬЧЕНКО, назначенный на эту должность 9 декабря 2015 года.

С 1 января Украина становится непостоянным членом Совбеза ООН. Как вы намерены использовать эту возможность? Какие ваши первоочередные и последующие планы на работу?

Моей первоочередной задачей является как можно быстрее войти в курс дел. Потому что времени на раскачку совсем нет. Уже в первых числах января в Совбезе будет рассматриваться вопрос химического оружия в Сирии. Эта тема, кстати, является составляющей наших приоритетов в органе на последующие два года: мы хотим противодействовать распространению оружия массового поражения и бороться с международным терроризмом. Помимо этого мы также сконцентрируемся на темах Донбасса и Крыма.

А руководство Украины уже поставило перед вами конкретные задачи по Донбассу и Крыму?

Во-первых, о конкретных задачах еще рано говорить. А во-вторых, я бы не хотел их раскрывать, поскольку это очень чувствительные вопросы. У нас есть определенный план действий, и мы знаем, что будем делать в первую очередь. Так или иначе, это будет связано с ситуацией на Донбассе. А именно в контексте возможного развертывания миротворческой миссии на востоке Украины. Как вы знаете, пока что эта инициатива блокируется Россией. Но мы будем пытаться найти подходы, чтобы решить данный вопрос. Кроме того, до сих пор не была реализована наша идея об открытии в Украине отдельного офиса ООН, который бы следил за выполнением Минских соглашений. Я условно называю этот офис представительством ООН по вопросам Крыма и Донбасса.

Тема миротворцев уже довольно долго обсуждается руководством Украины. В одном из своих предыдущих интервью вы сказали, что для окончания войны на Донбассе нам потребуется около 25 тыс. "голубых касок". Тем не менее, ни вы, ни президент не конкретизируете назначение этой миссии: по соблюдению мира, по принуждению к миру?

Это будет зависеть от хода переговоров. Потому что такие вопросы должны быть прописаны в мандате миссии. А это очень сложный и продолжительный процесс. Он не будет быстро реализован. Даже если нам удастся добиться согласия на рассмотрение этой темы в рамках Совета Безопасности, нам нужно будет пройти еще очень долгий путь.

Мы можем говорить о конкретных сроках?

От начала переговоров до развертывания миссии, как показывает практика ООН, проходят месяцы. Так что этот процесс будет долгим. Для начала нам необходимо хотя бы запустить переговорный процесс по этому вопросу в рамках ООН.

То есть, несмотря на то, что о миротворцах ООН господин Порошенко говорит чуть ли не с самого начала войны на Донбассе, переговорный процесс в ООН по этому поводу еще не начался?

Пока что нет.

Какие государства, кроме России, не поддерживают эту инициативу?

Я не буду говорить названия конкретных государств. Могу сказать лишь, что речь идет о некоторых членах Совета Безопасности ООН, в том числе тех, которые являются крупнейшими плательщиками в бюджет организации. Их позиция связана с тем, что возможная миротворческая миссия в Украине будет очень много стоить бюджету ООН.

То есть их опасения связаны по большей части с финансовым аспектом вопроса, а не с тем, что они не желают подвергать риску жизни своих солдат?

Речь, в первую очередь, идет о финансовом аспекте. Но помимо этого существует некая неуверенность, что миссия ООН сможет действовать более эффективно, чем уже развернутая в Украине мониторинговая миссия ОБСЕ. Но, опять же, многое будет зависеть от мандата возможной миссии ООН.

Еще один важный вопрос, в реализации которого заинтересована Украина и который уже поднимался в Совбезе ООН — создание международного трибунала по сбитому над Донбассом Boeing. Планируете ли вы заниматься этим?

Конечно же, мы будем продвигать этот вопрос. Причем совместно с государствами-инициаторами данной идеи. Но для того, чтобы предпринимать в этом направлении конкретные шаги, необходимо дождаться отчета группы экспертов, которая сейчас работает над вопросом Boeing. Кроме того, нужно дождаться окончательного доклада Нидерландов, который, насколько мне известно, должен появиться весной 2016 года.

Летом Россия использовала свое право вето на предложение о создании трибунала. Почему в этой связи не было предпринято попытки обойти его через Генеральную Ассамблею? И планируете ли это делать вы, если РФ снова заблокирует подобную инициативу в будущем?

Посмотрим. Мы такой возможности не исключаем, но основная проблема в таком случае будет состоять в том, что решение Генеральной Ассамблеи, в отличие от решения Совбеза, не будет обязательным для исполнения. Но в качестве предварительного шага, я думаю, что мы еще вернемся к этому вопросу.

Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко Фото: ТАСС

Представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по Донбассу Леонид Кучма выразил предложение, что через Совбез ООН нужно провести консультации участников Будапештского меморандума (документа, в котором Россия, США и Великобритания гарантировали безопасность Украины после ее отказа от ядерного оружия в 1994 году, "Апостроф"). Как вы относитесь к такому предложению и что это нам даст?

Я полностью поддерживаю эту идею. Кстати, я предлагал практически то же несколько дней назад. Нам нужно сделать так, чтобы в рамках формата стран-участниц Будапештского меморандума начались консультации. Причем именно те консультации, которые предусмотрены в Будапештском меморандуме. Мы понимаем, что когда одна из стран-гарантов нашей безопасности нарушила суверенитет Украины, никаких гарантий, на самом деле, этот меморандум нам не давал и не дает. Тем не менее, он дает нам моральное право требовать от всех стран-участниц Будапештского меморандума начать немедленные консультации. В ходе этих встреч могут быть найдены какие-то пути к выходу из сложившейся ситуации.

Насколько я понимаю, речь идет о рычагах влияния на Россию?

Конечно.

Вы ведь хорошо знакомы с российскими дипломатами. Довольно долго вы были послом Украины в РФ, в связи с чем некоторые украинцы скептически отнеслись к вашему назначению в ООН. Как вы относитесь к выпадам в свой адрес и не считаете ли, что опыт работы в Москве пойдет вам на пользу в нынешней должности?

Я отношусь к этому достаточно спокойно. Потому что, работая послом Украины в Российской Федерации, я отстаивал интересы Украины, а не России, как считают некоторые. Я читал о том, что я якобы являюсь одним из авторов Харьковских соглашений (договоренность РФ и Украины о продолжении пребывания Черноморского флота РФ в Крыму в обмен на газовую скидку, заключенная в 2010 году, "Апостроф") и газовых договоренностей. Но я приехал в Москву в июле 2010 года, когда все это уже состоялось. Так что такие обвинения неоправданны, и я считаю, что моя предыдущая работа помогла мне лучше других узнать нюансы российской дипломатии. Поэтому я надеюсь, что это поможет в моей работе в ООН.

Правда ли, что РФ понимает только язык силы и ультиматумов?

Вы знаете, по этому вопросу я могу сказать только одно. Российская дипломатия и внешняя политика, как и в Советском Союзе, всегда отличались жесткостью и настойчивостью. С этой страной очень трудно вести переговоры. Как двусторонние, так и многосторонние, например, в формате ООН. Тем не менее, это нужно делать, потому что без переговоров никакая сила и принуждение не помогут. Все равно нужно садиться за стол переговоров и находить общий язык. По крайней мере, пытаться это сделать.

Кого бы вы назвали лучшим другом Украины в Совбезе ООН?

Я думаю, что все страны Совета Безопасности, кроме России, будут выступать в нашу поддержку. Во всяком случае, в предыдущем составе Совбеза была именно такая ситуация. Понятно, что для некоторых стран, в частности, африканских, украинский вопрос очень далек и не так интересует их. Но в целом, я уверен, что у нас будет солидная поддержка среди членов Совбеза. Поэтому мы будем убеждать Россию не только своими, но и совместными усилиями.

В 2016 году должен поменяться генеральный секретарь ООН. Есть ли у Украины желательные для нее кандидаты на этот пост? И как новый глава организации может повлиять на ее деятельность?

Генеральный секретарь не возглавляет Организацию Объеденных Наций по своей должности. В первую очередь он — руководитель секретариата ООН. Конечно, его должность влиятельна, и он может высказывать свое мнение по любому международному вопросу. Он также может выполнять активные посреднические функции, и мне кажется, что в случае с Украиной можно было бы вести себя намного активнее. Что касается кандидатур, то процесс их внесения начнется только летом 2016 года. Закончится это в декабре, когда будет избран новый секретарь. Про кандидатуры пока еще не известно. Тем не менее, есть такое понимание, и в данном случае я не говорю об абсолютной поддержке, но существует понимание, что следующим генсеком должен стать представитель восточноевропейской региональной группы. То есть, кто-то из Восточной Европы.

Французы выдвинули идею реформирования ООН, в частности, по ограничению в использовании права вето странами-постоянными членами. Насколько вероятно, по-вашему, что эта идея получит поддержку?

Я уже много раз говорил о том, что Совет Безопасности сам себя никогда не реформирует. Добровольно постоянные члены Совбеза не откажутся от своего права вето. И в данном случае речь идет не только о России. Я имею в виду всю "постоянную пятерку". Этот процесс должен пройти процедуру обсуждения и принятия каких-то решений на Генеральной Ассамблее ООН. Потом, в идеале, должна быть созвана специальная конференция, которая подготовила бы изменения в устав ООН. И только после такого решения конференции эти изменения должны ратифицировать парламенты всех стран-членов ООН. Это очень долгий путь. Даже по времени, не говоря уже о сути процесса. Поэтому мне кажется, что преодолеть право вето в Совете Безопасности в нынешних условиях — очень оптимистичный прогноз.

Что же, желаю вам успехов на новом посту. Надеюсь, что скоро удастся побеседовать с вами еще раз и приурочить разговор победе Украины на международной арене.

Спасибо! Непременно.

Читайте також