Экзистенциальная война за существование Украины идет более 400 лет, говорит Наталья Кривда, профессор Киевского Национального университета имени Тараса Шевченко и председатель Наблюдательного совета Украинского культурного фонда. Она убеждена, что с точки зрения культуры Украина всегда была Европой, но плохо это артикулировала.

В интервью "Апострофу" она рассказала, как изменилось позиционирование Украины в мире, возможно ли остановить российское культурное влияние на европейцев, какие проекты будет финансировать УКФ в следующем году и какую культурную задачу имеет каждый украинец.

– Разбираясь в причинах этой войны, можно ли сказать, что главной причиной нападения России на Украину есть война культур? Вот Путин запускает дезинформацию о том, что мы один народ. Ну, должно быть, потому он и убивает, как убивает и россиян на этой войне. Можно ли говорить, что главная причина – это действительно война культур?

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

– Благодарю вас за этот вопрос. Оно не просто верно, а оно абсолютно попадает в десятку. Ключевая причина российско-украинской войны – стирание украинской культурной идентичности. Это не мы о себе говорим. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы июня 2024 года фиксирует, практически все страны Европы об этом проголосовали, что стирание идентичности, уничтожение нас как нации является причиной войны.

Давайте подумаем, не территории, не ископаемые, не флот, не люди, говорящие на другом языке, например, на русском языке…

– Простите, каких интенсивно Россия убивает на востоке Украины.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

– Соглашаюсь с вами, просто уничтожает целые города, которые традиционно в быту использовали русский язык, хотя прекрасно знали украинский.

Так вот, не ископаемые и не территории, и даже не люди, а стирание украинской культурной идентичности. Мы помним, что мы говорим об украинской политической нации, и это значит, что это нация и украинцев, и белорусов, и евреев, и крымских татар, и гагаузов. Тем не менее гражданство, мы как нация, мы как страна, мы как государство.

Для меня, как для историка культуры, у которого тысячелетняя оптика, нет ничего удивительного в том, что эта война получила свою острую фазу. На самом деле, экзистенциальная война за существование Украины как независимой страны и независимой культуры продолжается более 400 лет. Смотрите это не метафора. Не думайте, что я городская сумасшедшая, использующая красивые слова.

Это не метафора, это реальная борьба за себя, реальная борьба за то, чтобы оставаться самими собой: хорошими, плохими, коррумпированными, смелыми, стойкими, безумными, прекрасными и безобразными, но собой. Мы сами на своей земле хотим разобраться со своими недостатками, прекрасными чертами, построить свое государство. Война за культуру, война смысловая.

picture
Наталья Кривда/Фото: "Апостроф"

– Послушайте, а мы живем не в вакууме, согласитесь, да? И враги нам никогда не простят нашу слабость. Не слишком ли мы наивны, что мы можем вот создать какой-то собственный космос и сказать: "Извините, это наша коррупция, не ваше собачье дело", потому что эта коррупция нас пожирает изнутри и открывает ворота врагу.

– Вы знаете, я точно не специалист в международной политике, но уже сегодня в Америке очень громко звучат серьезные голоса по поводу того, что коррупция на высших эшелонах власти в Америке не меньше, а возможно и больше, чем в Украине. Еще раз наши внутренние проблемы, наши внутренние вызовы – это наше дело.

Когда мы с вами говорим о причинах войны, мы говорим о том, что ревизия истории, желание захватить нашу культуру, рефрейминг смыслов, происходящих в нашей культуре и записанных в нашей истории, оправдывают нападение. Это следующая резолюция, простите, что я так цитирую много документов, опять же этой Парламентской ассамблеи Совета Европы уже с января 25 года.

Кстати, принята по инициативе литовцев, которые тоже очень хорошо понимают, как это жить под имперской властью. В этой резолюции написано, что Российская Федерация системно и сознательно переписывает историю, чтобы оправдать нападение. Не территории, не ископаемые, не флот, не базы НАТО. Переписывание истории, ревизия истории, написано в этой резолюции, рефрейминг смыслов, присвоение событий и людей используется для оправдания нападения. Представляете себе?

Мы на поле не только конвенционной войны, мы на поле смысловой войны, семантической, семиотической войны. Войны, где борются типы культур, достоинство, свобода, демократия, солидарность на одной стороне и унижение человека, человек как материал, как ресурс на другой стороне.

– Мне кажется, что демократия сейчас по крайней мере проигрывает этому авторитаризму, потому что пытается быть очень вежливой в таких белых перчатках и в белых пальто. Ну, присвоили русские себе князя Владимира, памятник поставили. Ну, все с пониманием к этому отнеслись.

– Нет, не согласна с вами, не согласна с вами.

– А мир это принял, в принципе?

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

– Позволю себе обострить этот вопрос. А что мы, как государство, и что мы как сообщество сделали для того, чтобы мир правильно прочитал этот месседж?

– Мы с вами упомянули коррупцию в Украине и коррупцию в Соединенных Штатах Америки, потому что это демократические страны. Мы практически никогда не говорим о размерах и объемах коррупции в России. Сколько дворцов у Путина, сколько яхт российских олигархов рассекано по всему миру, об этом почти никто не говорит. Я недавно услышал от американцев, что Украина более коррумпирована, чем Россия. Мы же с вами понимаем, что это не так, потому что коррупция в России – это государственная политика на самом деле.

– Давайте поменяем оптику, не будем меряться объемами коррупции, а скажем, что мы плохо, хорошо, хуже, лучше, но научились как-то с этой коррупцией работать.

Гражданское общество, которое выступает как watchdog, такой собакой, которая следит за происходящим, добивается того, что начинаются антикоррупционные дела. Наши антикоррупционные органы работают. Смотрите, идут иски, я просто не специалист в этой сфере, не хотела бы заходить сюда.

Смотрите плохо, что есть коррупция, но хорошо, что мы начали сознательно и откровенно, прозрачно с этим работать. Это очень больно, это очень сложные процессы, но это самоочищение. Мне кажется, что Россия никогда не станет на этот путь, потому что империи не признают свои слабости, свою внутреннюю прогнивость. И потому давайте говорить о том, что мы двигаемся в сторону света, а они наоборот в сторону тьмы.

picture
Наталья Кривда/Фото: "Апостроф"

– Давайте говорить о нашей победе и о нашей культуре. Украинская культура должна быть более устойчивой в этой войне. Это при том, что россияне вкладывают миллиарды, по-видимому, в популяризацию. Это Достоевский, Толстой, балет, Щелкунчик, да? Все это на западе очень сильно популяризируется. Как сейчас выровнять этот баланс?

– Я думаю, что мы уже на этом пути. Мы уже избавляемся от комплекса неполноценности и второстепенности, возвращаем себе имена, возвращаем себе события, рассказываем свою подлинную историю, формируем тот гранд-нарратив, который должен быть представлен для читателя, зрителя и внутри страны, и за пределами страны.

Я думаю, что я бы разделила этот вопрос на два этажа. Первый шар, то, о чем вы говорите, Достоевский, балет и так далее. Недавно выступала на конференции в Литве, и сама нашла этот термин, он провокативный, но он мне очень нравится. Высокое российское искусство, опера, балет, высокая литература, выполняло функцию психологического лубриканта по поводу проникновения России в сознание европейцев.

Образованные европейцы, кстати, чем образованнее и интеллигентнее, тем хуже ситуация в этом смысле. Образованные европейцы любуются высокой русской литературой. До сих пор на Зальцбургском фестивале проходят концерты Чайковского, до сих пор, если мы не совершаем сопротивление, поют оперные певцы в Лондонской опере, в Милане, в Италии, очень распространено уважение к русскому искусству. Это камуфляж.

Империя проникала в европейское сознание и говорила: "Мы ведь такие, как и вы". То, что у нас там убивают людей, ГУЛАГ, расстрелы, коррупция, мы подавляем народы, являющиеся частью Советского Союза, это все такое. Главное, что мы носители высокого русского духа, Толстой, Рахманинов, Чайковский и так далее. Это психологический лубрикант. Они насиловали Европу культурой, чтобы продвинуть свои имперские нарративы, чтобы вызвать симпатию и эмпатию к России. Им многое удалось. Это первый слой.

Второй пласт, о котором вы говорите, об усилении пропаганды, об инструментализации культуры, которой занимается сегодня Россия. Вы совершенно правы. Миллиарды вкладываются сегодня в бюджет Российской Федерации и значительное количество этих денег направлено на временно оккупированные украинские территории, которые они вписали в Конституцию и говорят, что это российские территории. Часть Херсонской области, часть Запорожской области, Донецкая область, Луганская область.

Там миллиарды, там 6,8 млрд используется для того, чтобы закупать и ставить бесплатно тарелки эти, которые ретранслируют российские каналы. Вся программа школьного обучения, вся программа университетского обучения не просто переписана, зацементирована антиукраинскими смыслами, переформатирована история Второй мировой войны. Победителем во Второй мировой войне только Россия, а 16 млн, больше может, украинцев… Смотрите, во время Второй мировой войны только 8% российской территории было под оккупацией и 96% украинской территории было под оккупацией. Но они смогли внушить всему миру, кстати, Германии в первую очередь, сражавшуюся с фашизмом и освобождающую Европу, и пострадавшая от Второй мировой войны в первую очередь Россия.

– Россия и Путин начали эту атаку с ревизии истории давно. Я вспоминаю 2010 год, войны еще не было, когда Путин заявил, что Россия победила бы и без Украины в войне. Меня это шокировало, я подумал: "Слушайте, два моих деда, которые воевали с нацистами, они ни при чем? Они вычеркиваются из истории?" Миллионы украинцев, положивших свою жизнь, они вычеркиваются из истории этой фразой и на это не отреагировал тогда никто. Насколько я помню даже Украина не отреагировала.

– Украина тогда, простите, что мы с вами так говорим, без фактов тяжело. Я бы подготовилась, если я знала, что вы такой вопрос зададите. Я точно помню, что тогда, кстати, Оксана Забужко остро отреагировала.

– Ждите, это общественный сектор. Я говорю о государственных институтах.

– Надо поднять документы, надо поднять медиа того времени, посмотреть. Не могу утверждать, что мы не отреагировали, но у меня есть ощущение, что мы все-таки отреагировали.

Но в чем вы правы, это в том, что мы не последовательны в своей политике, начиная с 1991 года. Слишком долго мы колебались. Мы получили независимость и только с 2004 года, с Оранжевой революции и особенно Революции Достоинства 2014 года мы начали бороться за свою независимость.

Когда вы говорите, господин Дмитрий, еще не было войны в 2010 году, в моем мире, в мире каждого историка, в мире каждого культуролога и каждого философа, война шла последние 400 лет.

– Вы правы абсолютно на 100%. Я имел в виду эту горячую фазу войны, с разрушением городов, с убийствами людей, несомненно. Вы знаете, что мир часто очень мягко реагировал на то, что производила Россия, мы же с вами сейчас понимаем, что в Кремле это воспринимали как слабость и как приглашение к той войне, которую они сейчас ведут. У нас, извините, была какая концепция? Не раздражайте Кремль. На самом деле это была политика подготовки к войне, потому что русские понимали, что вот на это смолчали, это проглотили, они слабы, готовимся к войне.

– Вы совершенно правы, абсолютно так это и выглядит. Но известная речь Путина, мюнхенская речь, где он фактически Европе в глаза сказал, что я готовлюсь к войне, что я хочу вернуть предыдущую повестку дня, никакой демократии, никакого многополистного мира. Мир двухполисный и это все.

Вы знаете, я почему-то упомянула о субъектности. Это очень сложно демонстрировать и внутри страны, и главное внешне свою субъектность. Украина колебалась, Украина искала из-за ряда исторических, политических, экономических причин поддержки, мы искали какого-то союза. Сегодня мы с надеждой смотрим в сторону Европейского Союза. Еще раз не захожу на политическую плоскость, потому что я не эксперт в этом.

Но вот с точки зрения культуры мы всегда были Европой. Мы плохо это артикулировали. Украинская культура – европейская культура, наши повседневные практики, наши религиозные традиции, наши практики комеморации, мемориализации, жизнь украинцев – это часть европейской жизни, и наша культура – европейская культура. Поэтому нам не нужно уходить в Европу.

Мы хотели бы присоединиться к политическому союзу, Европейскому Союзу, но сегодня мы видим, что в некоторых вопросах мы более субъектны, чем Европейский Союз. Это больно, это откровенно страшно, потому что нужные партнеры, нужные союзники, но мы субъектные, мы сегодня свою позицию последовательно защищаем и как государство, и как гражданское общество, и как бизнес, и в первую очередь, как Вооруженные силы Украины.

Мне вспомнилась одна история. Эту историю прекрасно описала в своей книге "Украинские миры Речи Посполитой" профессор Наталья Старченко. Она пишет о 1569 году, Люблинская уния. В советских учебниках писалось, что литовские князья взяли за руку украинских, как младенцев, привели к польской короне. И вот литовцы и поляки создали эту Речь Посполитую, где украинцы были незаметны. Нет. Старченко восстанавливает события и рассказывает нам историю, когда украинские князья, волынские, брацлавские, киевские, галицкие приехали на Люблинское согласие, польский король предложил подписать документы.

Князь Корецкий выступает вперед и говорит: "Я подпишу эти документы, но мой род старше рода польского короля и польский король должен мне присягнуть на верность так же". И Старченко пишет, что упала тишина. Их могли просто саблей зарубить в этот момент. Они пошли против установленного порядка. Но эти князья из Волыни, Галиции, Киевщины или Черниговщины шагнули вперед, с достоинством, с чувством своего права и сказали: "Нет, мы полноправные участники этого процесса". Тогда не родилась эта фраза: "Ничего о нас без нас". Но с точки зрения логики событий так и было.

Вот мне кажется, что в истории культуры такой резервуар прекрасных примеров. Сегодня изучение культуры и истории – это оборона своего мира. Мы должны это знать. Это не интеллектуальное удовольствие, которое рождает дофамин в нашем мозгу. Это реальная борьба за себя. Мы должны это знать. Мы субъект истории.

picture
Наталья Кривда/Фото: "Апостроф"

– Я не думал, что мы коснемся с вами такой истории, но что меня удивляет в истории польско-литовского государства, это название – польско-литовское государство. Где здесь Украина? Мы снова промолчали, чтобы кого-то не раздражать и не заявили свои права, что эй, польско-литовские руководители, мы здесь существуем и в названии должно быть польско-украинско-литовское государство?

– Речь Посполитая. Смотрите, опять-таки много факторов, но это очень важно. Мы заявили о своих правах. Князья поставили условие тогда в 1569 году, что они подпишут это соглашение с поляками и литовцами как равный с равным. Они подпишут это соглашение на определенных условиях. Это называется Люблинские привилегии. В советских и раннеукраинских учебниках об этом практически не писали. Мы только сейчас, благодаря Грицаку, Старченко, Топорку и другим украинским ученым, начали активно говорить об этом.

Эти привилегии были: сохранение границ русинского воеводства украинских земель, сохранение армии, равные права православных и католиков, существование своего языка. До последнего дня существования Речи Посполитой при польском короле, пишет Наталья Старченко, существовал специальный отдел переводов, потому что польский король всем писал на латыни или на польском, а русинским князьям переводчик писал на их языке. Они не разворачивали письма, если они были написаны не на русском.

– Вот вы сказали даже русинским князьям, нам нужно культивировать само название Украина-Русь?

– Мы по-разному назывались. Недавно говорила об этом с дипломатами. Мой коллега Андрей Шевченко, бывший посол в Канаде, делает сейчас уже второй год подряд такое событие для новоприбывших дипломатов и для них рассказывают о политике Украины, внутренней политике, войне, и я имела честь там 20 минут поговорить с ними о культуре.

Я говорила им, что нас по-разному называли. В Польше нас называли русинами, в Габсбургской империи нас называли рутенцами. Наши края под разным названием входили в разные государства. Мы могли называться по-разному и наши земли могли быть в разных странах, но мы сохраняли тягость своей государственной традиции. Такой процесс нации, у нас это так происходило, понимаете? Мы сохраняли продолжительность языковой, религиозной, культурной, художественной, архитектурной, военной традиции.

В XVII-XVIII веке украинское государство существовало в виде армии не только у нас. В Англии Кромвеля было так же. В Отоманской империи было так же. Армия выполняла функцию государства. Мы просто привыкли к этой советской, постсоветской терминологии безгосударственность, я сама так долго говорила, безгосударственная страна и так далее.

Нет, разные формы государственности. Мы плохо это артикулируем. Не составлен такой учебник, такой фильм не снят, чтобы все украинцы наконец-то начали об этом говорить.

– Нас называли кому как вздумается. Мы сейчас достигли той степени субъектности, что нас не будут называть, кому как вздумается, а мы придем и скажем: "Уважаемые, теперь эти свои практики прекратите, пожалуйста, мы называемся так и вы будете нас вот так называть"?

– Мне кажется, что да. И эта традиция начинается с XIX века, когда украинские интеллектуалы, Грушевский во главе этого условного поколения, специально выбрали слово украинцы для того, чтобы отмежеваться от всех других восточных славян и от россиян в первую очередь. И с XIX века самоназвание украинцы становится общепринятым. Под таким названием мы в очередной раз, подчеркну, в очередной раз завоевывали свою независимость.

Украинская Народная Республика, Западно-Украинская Народная Республика. В 91 году мы тоже в очередной раз восстановили свою независимость под названием Украина. Итак, традиция Украины как названия государства с XIX века. Мне кажется, что весь мир знает нас как Украину и будет нас так называть и нас как украинцев. Кстати, первый раз это слово появляется сначала в Киевской летописи 1187, а затем Галицко-Волынском.

Мы с вами говорили об этой лжи, которую активно продвигает Путин и его клика, о том, что Украину придумали Ленин и Сталин, о том, что Украина разделена по Днепру, по Днестру, по Збручу, там запад, там греко-католики и католики, здесь восток, здесь православные. Да нет, титул митрополита Петра Могилы в 1632 году – митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

Когда Киев приходит в упадок в 1240 году, Даниил Галицкий отправляет священника в Константинополь, чтобы получить митрополию и чтобы верующие этих земель, он берет на себя ответственность за все эти земли, чтобы митрополит служил для всех православных этих территорий. Тяжесть традиции и чувство единства.

Нельзя разрывать Украину. Нельзя говорить западная и восточная Украина. Это враждебный нарратив, понимаете? Нельзя говорить, что там греко-католики, а здесь православные. Да нет. Когда Могила возвращается из Польши митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси в Софиевский собор, а там община греко-католиков, которая на тот момент была не меньше, чем община греко-католиков во Львове. Понимаете?

Это навязанные нам нарративы, любые разломы по национальной, по религиозной, по языковой границе разрушают страну. Помните, что разорвав нас внутри, враг находит все щели, заходит со своими враждебными нарративами.

– Скажите, пожалуйста, о конкурентоспособности наших институций, вы возглавляете Наблюдательный совет Украинского культурного фонда. Меня волнует в этой ситуации эффективность наших институтов. К сожалению, страна пережила огромный скандал и потрясение связано с коррупцией в Энергоатоме, там тоже был наблюдательный совет, сидели люди, которые получали, я считаю, деньги селебритиз. К примеру, Тимофей Милованов, как член Наблюдательного совета, получал там 350 000 грн в месяц. Это большие деньги. И эти люди, как мы узнали, ни за что не отвечали. В вашей ситуации, не будете ли вы такой крышей, под которой могут происходить очень неприятные истории с распределением средств?

– Прекрасный вопрос, господин Дмитрий. Не оправдываюсь, объясняю ситуацию. Во-первых, Наблюдательный совет Украинского культурного фонда, нас девять, часть людей выдвигается культурными институциями, два человека назначаются Министерством культуры, а другие выбираются на очень прозрачных условиях через конкурс, общественные организации и институты выдвигают эти кандидатуры.

Во-вторых, мы работаем на волонтерских началах. Дело в том, что Украинский культурный фонд, Институт книги, Украинский институт так называемые постмайданные институции. После 2014 года, когда украинское общество обновлялись в том числе и государственные политики, государственные инструменты, которые могли бы дать расцветать этой новой демократической реальности. Эти институции были созданы именно для того, чтобы новые голоса, новые смыслы, новые практики лидерства в культуре, в образовании, в науке, в книжном деле пришли в украинскую жизнь.

Украинский культурный фонд, созданный в 2016 году, – крупнейший государственный институт, оперирующий деньгами и дающий гранты на финансирование культурных проектов. Основную функцию выполняет дирекция. Только дирекция. Наблюдательный совет выполняет такую мировоззренческую функцию. Еще раз мы работаем на волонтерских началах, все мои коллеги. Мы не контролируем.

– А может, в этом и проблема?

– Нет, мы контролируем деньги. Во-первых, мы утверждаем бюджеты, утверждаем отчеты, которые нам дает дирекция. Во-вторых, мы утверждаем каждый проект, стоимость которого больше определенной суммы, 1,5 млн. грн. Сейчас во время войны принято решение, что мы не финансируем такие дорогостоящие проекты, но я очень рад, что в этом году бюджет увеличил расходы на культуру на 45%. Плюс 45% на всю область культуры и немного, в 1,8 раза, увеличатся деньги на проекты в Украинском культурном фонде.

picture
Наталья Кривда и Дмитрий Тузов/Фото: "Апостроф"

– Слушайте, но как это произошло? Вы работаете на волонтерских началах, а люди, которые в Наблюдательном совете Энергоатома получали такие страшные деньги. Вы в этом не видите дискриминации? А почему вы должны работать на волонтерских началах? Я иначе спрошу. Объем работы значителен?

– Значительный.

– Почему тогда в таких неравных условиях у нас работают Наблюдательные советы?

– Давайте я, возможно, поменяю акценты и скажу, что когда я принимала решение принять предложение стать председателем Наблюдательного совета Украинского культурного фонда, я воспринимала это как свой гражданский долг.

У меня очень мощное ощущение, сейчас такое время, что каждый на своем месте должен делать больше, чем может.

- Вот что вы сейчас сказали, Наталья?

– То, что я чувствую.

– Вы оправдали то, что патриоты должны жить, извините, в собачьих будках, деньги им не нужны, а мы с вами живем в материальном мире. Не мы с вами его придумали. Вы коммуналку платите? В магазины за продуктами ходите?

– Смотрите, я зарабатываю, я профессор университета, у меня есть зарплата. Я академический директор Эдинбургской бизнес-школы и это бизнес-проект. Я тоже получаю там официально, платя все налоги, определенную плату.

– Я не упомянул о том, что члены Наблюдательного совета "Энергоатома" имели также много других источников поступлений и там все это измеряется миллионами. А люди, работающие в культурном секторе, не получают. Вот и все. При этом формируется тоже отношение.

– У меня нет ни комплекса неполноценности, ни комплекса второстепенности. Тем более у моих коллег. Членами Наблюдательного Совета Украинского культурного фонда есть уважаемые люди, люди известные в культуре.

Директор Херсонского театра Александр Книга – человек, который провел, боюсь говорить, сколько месяцев в подвале во время оккупации, не сломался, вышел, возобновил деятельность театра. Сегодня в Херсоне работает театр. Вы спросите кого-нибудь в мире, как в городе, который разрушается каждый день, где дети учатся в подвалах, работает театр. Этот человек – член Наблюдательного совета.

Владимир Воробей, известный аналитик, являющийся членом Наблюдательного совета. До недавнего времени Богдана Пивненко выдающаяся скрипачка, сейчас, к сожалению, она много гастролирует, попросила снять с нее эти обязанности.

Ушедший в Вооруженные силы Украины Богдан Логвиненко два месяца назад мобилизовался, человек, который основал Ukraїner и человек, который сделал десятки документальных фильмов об украинской культуре, издает книги, его компания продвигала украинские нарративы и украинский эстетический вкус тогда, когда это еще было непопулярно.

Олеся Жураковская, руководитель театра на Левом берегу. Юрий Савчук, директор музея Второй мировой войны Боже, кого я забыла, коллеги, простите, пожалуйста, начала беспокоиться. Они приняли это решение сознательно, понимаете? Я забыла Владимира Шейко, директора Украинского института.

Сейчас новая член нашего совета, ректор Харьковской художественной академии, Наталья [Говорухина], которая будет работать вместо Богданы Пивненко.

– Шейко есть у нас известный дирижер, я не ошибаюсь?

– Шейко тот, что директор Украинского института. Он занимается культурной дипломатией, очень известный человек. Сейчас они, к слову, проводят украинские сезоны в Париже. Самые крупные со времен подписания дипломатических отношений между Украиной и Францией.

– Вы вспомнили Париж. У меня есть друг, живущий во Франции. Человек пережил две войны России против Чечни. И он говорит: "А вам известно, что российский культурный центр – это действительно хаб, где российская разведка вербует иностранцев и где работают с французскими политиками". Вот приглашают их на все эти банкеты, куда вкладываются деньги, икра, водка и все остальное. Это разведывательный центр на самом деле. Почему на это никто не реагирует?

– Господин Дмитрий, мы это знаем. Есть прекрасные исследования, в том числе Украинский институт, в том числе исследования Института национальной устойчивости и безопасности. Моя коллега, профессор [Рена] Марутян об этом много пишет. Количество Русских домов увеличивается, при них всегда есть церковь, при них всегда есть школа, библиотека.

– Ну как без московских попов?

– Да, и я возвращаюсь к этому, с чего мы начали. Это психологический лубрикант, с помощью которого они входят в сознание европейцев, обращают на себя внимание, дают бесплатно стипендии для обучения.

Сорбонна очень симпатизирует России. Мы никак не могли понять, почему академическая среда Сорбонны с таким уважением, и каждый раз они на какие-то международные конференции приглашают кого-то. Оказывается, Россия годами давала академические стипендии и возможность приехать поработать в Эрмитаже, например, а это огромная награбленная со всего Советского Союза коллекция. Там и литовские, херсонские клады, и грузинские, и армянские. Все, что было в Советском Союзе свозилось, забиралось в Эрмитаж, в русский музей.

Россия финансировала работу ученых там, через славистические студии они заходят в сознание людей, более 40 центров по всему миру, называются славистические студии. На самом деле это русские студии. Я в позапрошлом году была в Чехии на конференции. Такими буквами написано в Чехии в Карловом университете славистические студии.

Я присматриваюсь – все на русском языке, русская культура. Славистические студии и нет других славянских народов, есть только русские.

– Чехи ведь тоже славяне, я не ошибаюсь? Они все это терпят.

– Конечно. Смотрите, пущены глубокие корни, инвестированы огромные деньги, годами формировалась лояльность культуре.

Россияне всегда с политической точки зрения это очень активно продвигали: политика где-то там, это грязное дело, мы люди культуры, мы люди науки, культура вне политики. Вы помните этот тезис? Нет, еще раз нет. Я не хочу сейчас казаться в глазах ваших зрителей пропагандисткой. Я хочу, чтобы мы были сознательны. Они используют спорт, они используют науку, они используют искусство и культуру как способ проникновения и изнасилования европейского, американского, азиатского, африканского сознания.

Они годами сознательно давали возможность обучаться в России студентам из Африки. И сегодня нам очень сложно работать с Южной Африкой, Египтом. Украине очень трудно провести культурные события в Египте или Алжире, потому что там везде россияне, и они привлекательны, и они финансируют культурные события, кинофестивали, выставки.

Мы все время прилагаем усилия, культурную среду, у нас есть специальные Telegram-каналы, когда наши украинцы пишут: "В Милане будут гастроли российского театра или скрытого". Они пишут, что они балетная труппа, а они – все русские. И наши люди выходят на стачки, на митинги, мы пишем письма в посольство. Мы обращаемся к аудитории итальянской, французской или немецкой: "Будьте внимательны, европейцы, будьте внимательны, вас реально насилуют. Так вот, на мягких лапах через искусство у вас зайдет Российская Федерация, война будет на вашей территории".

picture
Наталья Кривда/Фото: "Апостроф"
 
– Вы председатель Наблюдательного совета Украинского культурного фонда, какие проекты будет поддерживать фонд, чтобы даже те небольшие деньги были очень эффективно использованы?

– Я вам от всего сердца благодарна, что я могу это сказать. Основной обязанностью Наблюдательного совета Украинского культурного фонда является создание документа, который называется "Приоритеты развития Украинского культурного фонда".

Мы определяем несколько направлений, и в этом году их определено шесть, по которым будут формироваться программы, а затем эти программы развернутся в лоты. Деятель культуры в Херсоне, Харькове, Николаеве или селе Сулимовка Барышевского района Киевской области открывает, все на сайте есть, и смотрит. Ага, в этом году будут финансироваться проекты, связанные с формированием национальной идентичности.

Они, как люди сознательные, как деятели культуры, понимают, у нас есть музей, наверное, нам нужно сделать усиление музея, сделать экспозицию, рассказать, что в нашей деревне или в нашем городе такой-то деятель, такие-то люди, такие-то тексты, такие-то идеи питались и продолжают питаться. Эти направления задают мировоззренческую рамку, задают этот мировоззренческий ценностный поток, в рамках которых будут финансироваться проекты.

У нас будут финансироваться проекты, связанные с национальными сообществами. Обязательно будут финансироваться проекты, связанные с культурой во время войны, все, что связано с прославлением Вооруженных сил Украины, посредством Вооруженных сил Украины через культуру.

Я очень горжусь проектом, который шел весь этот год, 25 год. Мы смогли договориться о сотрудничестве с Третьей штурмовой бригадой, теперь третий штурмовой корпус. Мы смогли создать такой совет и военные из разных родов войск Украины, военная авиация, ГУР, другие вооруженные силы, участвовавшие в экспертизе проектов. Армия хочет понимать, что о ней создают культурные проекты в соответствии с ценностями, которые армия реально исповедует. Я не знаю, я сейчас прозрачно это сказала. Ничего о нас без нас.

В этом году будет такой проект, объявляю, очень горжусь этим, потому что сама непосредственно участвую в формировании этих программ. В прошлом году и этого такая же программа будет с "Азовом". В следующем году, дай Бог, будет с "Хартией".

Я считаю, что искусство сегодня есть силы обороны. Фронт один. Мы не используем дурацкие слова "культурный фронт" или "экономический фронт", фронт один. Но мы, в том числе, часть тыла, поддерживающая армию, где есть устойчивость, где есть возможность правильно помнить героев, практики комеморации, мемориализации – это очень важно.

Уже увеличен в 1,8 раза бюджет не на содержание институции, а на финансирование проектов.

– Вы ведь бесплатно работаете.

– Совет бесплатно, но 70 человек, работающих в Украинском культурном фонде, работают преданно, я очень благодарна. Сейчас хочу, чтобы и дирекция, и команда меня услышали, вы очень преданно работаете, профессионально, системно, работая с противоречиями, несмотря, а не благодаря. Спасибо за это, но увеличены не на содержание институции деньги, а увеличены деньги на проекты. Большее количество проектов в Украине будет осуществлено.

– Фильмы о войне России против Украины будут финансировать?

– Нет, мы единственный, кстати, институт, описанный законом об Украинском культурном фонде. Наш устав не предусматривает финансирование производства кино.

– Я понимаю, это в Госкино, да?

– Это в Госкино. Что мы финансируем? Наши эксперты, это прозрачные процедуры. Экспертов более 300 человек, это не три и не пять человек, принимающих решения по разным сферам, по разным отраслям. Рандомно распределяются проекты. Люди не знают, какие проекты они будут оценивать, поэтому мы максимально избегаем конфликта интересов.

Мы можем финансировать сценарные разработки.

– Тоже важно. Что нужно сейчас сделать сценаристам, чтобы обратиться в фонд?

– Открыть сайт Украинского культурного фонда, там очень прозрачно и подробно описано, как нужно заполнить аппликационную форму, но поверьте мне, господин Дмитрий, в области культуры нет человека, который не знает, что такое Украинский культурный фонд.

Не у всех успешный опыт сотрудничества. Есть много людей, которые обижаются, поэтому их проект или несколько проектов не получили финансирование, но это конкурс.

– Что мы все должны сделать, когда Путин говорит свою ложь об украинцах, чтобы люди во всем мире говорили: "Нет, он лжет. Мы знаем украинских писателей, мы видели украинские труппы на наших сценах, мы видели украинские симфонические оркестры, мы видели украинское кино, мы читаем украинских писателей". Что мы должны сделать?

– Давайте не питать иллюзий, что есть простые ответы на сложные вопросы. Вы ведь взрослый, сознательный, образованный профессионал в своей сфере.

– Как вы умеете!

– Да, я на это училась много лет, я с этим работаю. Ответ не может быть прост. Это многокомплесная, сложная работа.

Надо финансировать кино, нужно финансировать театр, нужно финансировать образование очень серьезно. Надо создавать, эта работа уже началась, качественный большой условный учебник, этот гранд-нарратив, история о себе, которая будет обращена и к западному академику и студенту, и к внутреннему академику и студенту. Это многоуровневая работа.

Я позволю себе одну последнюю фразу. Смотрите, мы все время говорим, что должно сделать государство. Я думаю, что у каждого гражданина Украины есть персональная задача. Я сейчас очень осознаю то, что говорю. Мы с вами, каждый и каждая на своем месте, есть силы обороны. Ваши дети учатся, возьмите школьный учебник или учебный учебник своих детей. Откройте книгу Грицака, Старченко, Грушевского или Антоновича. Прочтите историю Украины, прочтите историю украинской культуры.

В своем городе узнайте, кто у вас здесь жил, кто построил оперный театр, кто построил эту церковь, почему эта улица названа именем этого архитектора. Будьте осознаны своей культурой, станьте потомками. Наконец-то присвоить себе эту культуру, расправьте плечи, гордитесь тем, что вы европейская культура, знайте о ней, несите ее с гордо поднятой головой.