RU  UA  EN

Середа, 22 січня
  • НБУ:USD 41.80
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.80
Політика

Крым можно вернуть Украине в течение трех дней,— Ленур Ислямов

Крымские татары готовы любой ценой освободить полуостров от российских оккупантов

Крымские татары готовы любой ценой освободить полуостров от российских оккупантов Крымскотатарский активист и политический деятель, один из организаторов блокады Крыма Ленур Ислямов Фото: УНИАН

Сейчас аннексированный Россией Крым полностью отрезан от электричества, водоснабжения и товаров, поставляемых с материковой части Украины. Активисты гражданской блокады полуострова запретили любой ремонт линии электропередач и мечтают организовать морскую блокаду Крыма для того, чтобы полностью отрезать его от внешнего мира. Как сообщил "Апострофу" крымскотатарский политический деятель, один из организаторов блокады Крыма ЛЕНУР ИСЛЯМОВ, предпринятые меры уже привели к тому, что на оккупированном полуострове подорожали продукты, закрылись крупнейшие предприятия, а электроэнергия добывается с помощью дизельных генераторов, что делает ее в 30 раз дороже. По словам Ислямова, крымские татары готовы идти на все для того, чтобы вернуть полуостров в Украину, не останавливаясь даже перед военными методами.

— В последнее время в прессе появляется все меньше информации о торговой и энергетической блокаде аннексированного Крыма. Можете рассказать, что происходит с этими инициативами сейчас?

— С начала товарной блокады полуострова 20 сентября 2015 года до 16 января 2016 года мы стояли с гражданскими активистами. После того, как 16 числа было принято постановление Кабинета министров №1035 "Об ограничении поставок отдельных товаров с временно оккупированной территории на другую территорию Украины" мы приняли решение переформатировать гражданскую блокаду в гражданское формирование "Аскер", которое по договоренности с Пограничной службой и полицией будет наблюдать за выполнением постановления №1035. Прямо на КПВВ (контрольный пункт въезда-выезда, "Апостроф") мы установили три вагончика и с 15 марта вместе с ребятами выдвигаемся туда. То есть, мы будем стоять прямо на КПВВ, в 10 метрах от так называемой "российской административной границы".

Можно ли сейчас говорить о количестве людей в этой группе?

Численность этой группы будет составлять 54 человека. Все остальные будут находиться вместе с полицейскими и пограничниками, осуществляя патрулирование. Мало того, лидеры нашего народа и я, как организатор блокады, приняли решение создать здесь батальон имени Номана Челебиджихана (известный крымскотатарский политический начала ХХ века, первый председатель правительства Крымской Народной Республики, "Апостроф"). В него смогут вступить все желающие граждане Украины. Кроме того, это позволит гражданам Украины, которые остались в Крыму, в том числе крымским татарам, добровольно служить в украинской армии. Потому что сейчас по законодательству Украины, исходя из временного решения Кабмина, крымчанам разрешается не вступать в украинскую армию. Но мы, крымские татары, считаем, что должны служить в этой армии и призываем людей вступать в крымскотатарский батальон, где они смогут отдать долг своей родине.

Этот батальон уже создан?

Он создан де-факто. Он уже здесь. Сейчас мы стоим на границе (административной границе между Херсонской областью и оккупированным Крымом, — "Апостроф"). Рефат Чубаров (глава крымскотатарского Меджлиса, "Апостроф") разговаривал с министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым и уже в ближайшее время мы получим номер части, к которой прикрепят батальон. Следовательно, это будет батальон Национальной гвардии. От желающих у нас нет отбоя. Каждый день к нам прибывает по три-пять человек. Получается, что приблизительно через месяц мы наберем батальон полностью. Когда он будет укомплектован людьми, мы займемся казармами и тыловыми вопросами. Я думаю, что Национальная гвардия пришлет нам офицерский состав, чтобы они все формализовали. Дальше мы планируем собирать крымскотатарский батальон Вооруженных сил Украины. Крымские татары хотят служить на родине. Наша молодежь, которую сейчас призывают в российскую армию, не должна служить там. Она должна служить Украине. Причем так, чтобы быть полезной Крыму. Вот такая задумка. Мы, крымчане вернем честь Украине, вернув Крым.

Насколько я понимаю, это все планируется реализовать на территории Херсонской области?

Да. Мы считаем, что она тяготеет к так называемому "русскому миру", поэтому хотим повысить уровень ее украинизации. Херсонской областью нужно заниматься.

По вашим словам, эти инициативы получили поддержку со стороны официальных властей. Правильно?

Поддержка со стороны властей у нас есть. Но пока никаких серьезных конкретных шагов мы не видим. Надеемся, что они будут.

Как обстоят дела с энергоблокадой полуострова?

Мы запретили любой ремонт опор линий электропередач (ЛЭП) до того момента, пока не истек контракт (на поставки электроэнергии из Украины в оккупированный Крым, "Апостроф"). Контракт истек и сейчас новый договор не заключен. Потому что мы настаивали на том, что Крым в документе должен значиться как "оккупированная территория Украины республики Крым". На это, естественно, не пошел и не пойдет Путин. Хотя если бы он думал, как он говорит "о своих гражданах", которых вовлек в "русский мир", он должен был бы подписать любой документ по поставкам на полуостров электричества. Нам понятно, что он никогда этого не сделает. Поэтому он и Надежду Савченко не выпускает, потому что его личное эго гораздо сильнее человеческих качеств.

Значит, электричество с материковой Украины сейчас на полуостров не поставляется?

Из четырех ЛЭП ни одна не работает. Сейчас мы имеем разрезанные шлейфы. То есть, столбы отремонтированы, но ток по ним не идет. Мы знаем, где есть разрезы, наблюдаем за ними. У нас родину отняли. Поэтому мы считаем, что любая торговля с Крымом без его возвращения невозможна. Я раньше сам себя относил к бизнесменам, но для нас поговорка "Кому война, а кому мать родная" не подходит. Сейчас нам в первую очередь нужно вернуть Крым Украине. Дальше мы будем работать над тем, чтобы полуостров расцвел. Всем миром нужно будет сделать так. Как в свое время возрождали Ташкент.

А как насчет водоснабжения Крыма?

Со стороны материковой Украины все прекращено. И водоснабжение, и поставки электричества, и поставки продуктов. Все перекрыто. То есть блокада Крыма на 80% осуществлена. Если еще удастся сделать морскую блокаду, то полуостров будет полностью отрезан.

Нет ли у вас опасений, что со временем крымчане привыкнут жить без всего украинского, что еще больше отдалит их от воссоединения с материковой частью страны?

Мы должны учитывать не только то, что думают крымчане. Нужно учитывать также собственное мнение на этот счет. Мы должны понимать, что когда растим собственное поколение, то должны отвечать на все их вопросы. То есть, когда услышим "А почему нашу землю забрали?", "А почему мы с оккупированной территорией еще и дела ведем?" это нельзя будет объяснить. Факт того, что контракт о поставках электроэнергии был подписан с "Крымским автономным округом" даже адепты "русского мира" не воспринимают. Потому что они говорят, что нужно было написать "Крым-Россия", а сделали "Крымский федеральный округ". Подписанты этого договора опозорили Украину. Это предательство интересов государства и его граждан.

Крымскотатарский активист и политический деятель, один из организаторов блокады Крыма Ленур Ислямов в штабе Гражданской блокады Крыма Фото: Ленур Ислямов/facebook

В четверг, 10 марта, Госпогранслужба Украины сообщила, что на условной границе с Крымом ФСБ проводит вербовку въезжающих на территорию полуострова. Можете рассказать об этом?

Об этом известно уже давно. Просто сейчас информация просочилась в прессу. Любой, кто пересекает границу, особенно если он член Меджлиса, делегат Курултая (общего собрания, "Апостроф") или даже член семьи делегата Курултая, он подвергается допросу продолжительностью по два, по три часа. Причем происходит это как при въезде, так и при выезде. На каждого человека в ходе мини-допроса, формируется досье. Когда люди въезжают в Крым, у них расспрашивают, с кем они встречались, показывают фотографии Чубарова, мою и других активистов... Спрашивают, знакомы ли они с нами, знают ли, где мы находимся. Кроме того, на границе у них проверяют мобильные телефоны. Это происходит таким образом: берут телефон этого человека, набирают мой номер и других активистов крымскотатарского народа и смотрят, подписан ли контакт и были ли связи с этими абонентами ранее.

Часто вам такие звонки поступают?

Да. Звонки, смски разного содержания…

Судя по всему, вербовка происходит не только на границе, но и непосредственно на территории оккупированного полуострова?

Там работают очень серьезно. Причем со всеми. Приходят, говорят: "Мы знаем, где ваша жена работает, муж работает, знаем все о ваших детях..." Потом начинается разговор: "Зачем вам Украина? Она же для вас ничего не сделала..." Вот, обычно, таким образом проходит вербовка. Свою работу выполняет также телевидение. Пропажи крымских татар заставляют некоторых людей подумать о том, что лучше сейчас не предпринимать никаких проукраинских действий и просто переждать...

Есть ли статистика о количестве пропавших людей? Ведь о нарушении прав человека в Крыму говорят многие международные организации.

Людей по каким-то сфабрикованным делам сажают в тюрьму. Недавно посадили еще четырех ребят. Якобы они относятся к какой-то секте. Получается, что решение выносит несуществующий суд несуществующей в Крыму страны. Они арестовывают имущество, сажают людей... Они пользуются тем, что украинские власти не могут многого сделать в отношении Крыма. Это производит удручающее впечатление на людей, которые замыкаются в себе. Потому что не понимают, что они могут поделать с Путиным, если весь мир ничего сделать не может.

Лжепрокурор аннексированного Крыма Наталья Поклонская начала новую волну гонений на крымскотатарский народ. В частности, она хочет запретить деятельность Меджлиса, "доказав" что он является террористической организацией. Чем, по-вашему, это может закончиться?

Эти гонения осуществляются еще с 1783 года, после того, как Екатерина Вторая учредила Георгиевскую ленточку. Они говорили, что будет война с Крымским ханством и Османской империей. Поэтому в стратегии "русского мира" не только Крым, а вся Украина и Турция.

Даже Турция?

Конечно. Вы историю почитайте, там все написано. Россия воевала с Турцией много раз (в общем счете, русско-турецкие войны охватывают период с 1568 по 1918 годы, "Апостроф").

А с Меджлисом что?

Если они на это пойдут, а они на это пойдут, то это приведет к добровольной депортации крымских татар. И не только их. Каждый день мы видим, как выезжают семьи. Тихо, без шума, они собирают свой скарб и уезжают. В Харьков, во Львов, лишь бы подальше от Крыма. Потому что они видят, что на полуострове невозможно нормально существовать. Есть и такие, кто героическим образом не меняет автомобильные номера, не меняет украинский паспорт. В любом случае, при выезде и въезде их прессует российский оккупант. Они постоянно находятся под прессом. Наша блокада привела к значительному удорожанию всего, привнесенного извне. То есть не от матушки Украины, а от мачехи России. На сегодняшний день есть очень высокие цены на мясо, топливо и так далее. Энергоблокада полуострова привела к тому, что все крупные предприятия полуострова сейчас закрыты. Из России привезли огромное количество генераторов, не предназначенных для того, чтобы работать месяцами. Это резервные генераторы, не основное питание. Поэтому солярку для них нужно вести десятками тонн. А это все делается за счет бюджета РФ. То есть, в Крыму киловатт энергии стоит в 30 раз дороже. Поэтому так называемые крымские власти были готовы подписать контракт с Украиной даже по ценам в пять раз выше рыночных.

Крымскотатарский активист и политический деятель, один из организаторов блокады Крыма Ленур Ислямов (слева) и глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров (в центре) Фото: Аким Сейтаблаев

В общем, вы пытаетесь сделать плату за оккупацию как можно дороже?

Так точно. Вынудить их перестать чувствовать себя фривольно, чтобы они прекратили разговоры о том, что украинцы не смогли с ними ничего сделать, а они могут и Херсон взять. Но сейчас они не смогут больше ничего взять. Украина проснулась и нашла в себе силы укрепиться и дальше найдет силы для возвращения полуострова. Пока мы не вернем Крым, нам нечего расслабляться. Мало того, нас в Европу без Крыма не возьмут. С оккупированными непризнанными территориями страна не войдет в Европу. Нам нужно вырастить поколение свободных людей, которые выросли без рабской советской психологии. При этом Крым нужно вернуть мирным путем. Если не получается, то, естественно, второй путь, план "Б" никто не отменял.

В чем же заключается план "Б"?

Возвращение Крыма военным путем. Я считаю, что если мы хотим мира, то должны готовиться к войне. Наш союзник — армия. Она должна быть готова. Во-первых, не дать врагу ни пяди больше взять у нас. А во-вторых, думать о возвращении.

Получается, идея с крымскотатарскими батальонами связана с планом "Б"?

Батальоны действительно являются частью плана "Б". Но мы создаем их на добровольной основе. Тем не менее, мы выступаем за мирное возвращение Крыма. Будучи трезвомыслящими гражданами, которые отдают себе отчет в том, что такое пролитая кровь, мы не хотим допускать этого. Но если это придется сделать, то нужно будет сделать это с честью. Мы защищаем свою родину. А за что будут проливать свою кровь русские в Крыму? За чьи идеи? Пусть они сами себя спросят. Но опять же, мы этого не хотим. Мы просто желаем возвращения Крыма и готовы отдать за это свои жизни. Мы не живем отдельно, без Крыма. Корни крымских татар находятся там. Поэтому на своих плечах мы готовы привести Украину в Крым. Любой ценой.

Продолжая тему депортации: как противостоять возможному запрету деятельности Меджлиса и его признанию террористической организацией?

Во всем бывает точка невозврата. События 1944 года (по депортации крымских татар, "Апостроф") повторяются сейчас. Тогда тоже огромная советская машина перемалывала косточки до определенного момента. Потом дошло до такого сопротивления, что начался обратный процесс. То же самое здесь. Меджлис (запрет его деятельности, "Апостроф") будет точкой невозврата. Как только они это сделают, будет запущена пружина отторжения "русского мира". Я так это вижу. Потому что считаю, что гидра, дракон, Левиафан, который сидит в Кремле, увидит, как быстро народ поменяет свое отношение ко всему после запрета Меджлиса. Я думаю, что это будет еще один удар по России. Возможны новые санкции в отношении РФ. Потому что нельзя запрещать организацию, признанную всем народом. Как только это произойдет, под удар попадут десятки тысяч крымскотатарских семей. А это уже массовое ущемление прав граждан, которые находятся на оккупированной территории. По Женевской конвенции за них должен отвечать как раз оккупант. Я уже говорил, что при помощи международного сообщества Крым можно вернуть Украине в течение трех дней. Причем сделав всего четыре вещи.

Какие же?

Во-первых, нужно отключить SWIFT (международную платежную систему, "Апостроф"). Второе: необходимо ввести эмбарго на российскую нефть и российский газ. Третье: закрыть доступ Сбербанку, ВТБ банку и другим госбанкам РФ к западным счетам и западному кредитованию. Четвертое: арестовать активы всех причастных к аннексии Крыма. Причем поименно. Когда будут внедрены эти меры, россияне сместят Путина сами и вернут Крым. Нам ничего делать даже не нужно будет.

Крымскотатарский активист и политический деятель, один из организаторов блокады Крыма Ленур Ислямов (в центре) Фото: Эльвир Сагирман

Что вы думаете по поводу существующих инициатив украинских властей по деоккупации полуострова? В частности о создании формата "Женева плюс".

Это, конечно же, хороший формат. Вместе с тем, я не могу понять, почему все идут в ногу, а мы нет. Потому что весь мир вводит санкции против России, борется с ней на разных фронтах. Но только Украина не вводит санкции, только Киев еще поддерживает дипломатические отношения с Москвой... Мы слишком политизированы. Нам нужно меньше политики и больше реальных дел. Вот и все.

Вы имеете в виду что-то конкретное?

У нас ни один украинский телеканал не вещает в эфирном режиме на Крым. Хотя это не так сложно сделать. Поставить несколько передатчиков и все. Радио точно так же. Это не такой большой бюджет. Все делается элементарно. Это антидот. Лекарство, которое нужно вводить крымчанам. Потому что им с утра до вечера промывают мозги. Украинской власти по силам сделать это. Причем быстро. Проводить заседание Кабмина нужно на границе, назначать на госслужбу нужно на границе, нужно здесь делать выездные сессии государственных служб. Нужно заниматься Херсонской областью.

Как вы расцениваете роль Турции в деоккупации полуострова? В ходе своего визита в Анкару президент Порошенко заявил, что Турция поможет Украине в этом.

Я не люблю слово "деоккупация". Я предпочитаю термин "освобождение". Он нам больше подходит. Потому что территория Крыма захвачена, там находятся заложники, украинские граждане. Даже те, кто на "референдуме" голосовал за "присоединение Крыма к России" являются заложниками. Им промыли мозги. По формату: все должно вернуться в Украину. Если Киев захочет проводить какие-то референдумы, то для этого есть Верховная рада и Конституция Украины. Все должно быть в легитимном законодательном поле. Поэтому в первую очередь нужно вернуть Крым в украинское пространство, в нашу юридическую плоскость. А Турция — это одна из крупнейших армий НАТО. А это совсем другой формат. В случае военного конфликта между Турцией и Россией на стороне Анкары выступит весь Североатлантический альянс. Ведь и нас сейчас поддерживает фактически весь мир. Украина отличается от Турции только в одном: у нас еще нет того двигателя, при помощи которого может полноценно функционировать государство.

Читайте також