То, что цифровые технологии все глубже проникают в нашу жизнь – очевидный факт. Как и то, что этот процесс будет развиваться все более интенсивно. Цифровизация, или цифровая трансформация общества, становится едва ли не ключевым фактором, влияющим буквально на все общественные процессы, как повседневные, так и глобальные. Поэтому государства, которые по тем или иным причинам не спешат оседлать цифровую волну, рискуют серьезно сдать позиции не только в IT-отрасли, но и во всех остальных сферах - экономической, финансовой, гуманитарной.
Долгое время в Украине дискуссии на тему необходимости цифровизации велись в основном в профильной среде – на уровне IT-специалистов, экспертов отрасли. И вот, похоже, необходимость перехода на цифровые рельсы, наконец, осознала и власть. Во многом этому помог приход новой генерации политиков, лишенных прежнего, еще советского, багажа консервативности. Многие из них сами раньше были причастны к цифровым бизнесам, поэтому прекрасно понимают преимущества, которые стране может дать цифровизация. Благодаря их инициативам запустились цифровые процессы (хоть и с огромным трудом) в правительстве – взять туже систему ProZorro, или электронное декларирование, постепенно удалось раскачать и Верховную раду, у которой наконец-то дошли руки до голосования за IT-законопроекты.
Но опыт развитых стран показывает, что точечных усилий для полноценного внедрения цифровизации совершенно недостаточно. Для того, чтобы этот процесс стал действительно глобальным и необратимым, нужна четкая стратегическая программа цифрового развития страны, отражающая консолидированное мнение как можно более широкого круга людей – представителей общества, всех ветвей власти, участников IT-среды, ученых, экспертов. Проще говоря, нужен четкий и прозрачный план, которому Украина могла бы следовать, шаг за шагом двигаясь по пути цифровой трансформации.
Бета-версия подобного стратегического плана впервые была представлена во время комитетских слушаний в Верховной раде, которые прошили 16 февраля. Документ, получивший название "Цифровая повестка дня современной Украины до 2020 года", вызвал ожидаемый интерес, причем не только у представителей сферы, связанной с ИТ или телеком технологиями. Разработала его организация Hi Tech Office Ukraine при инициативе комитета Верховной рады по информатизации и связи, Кабмина и АП.
Представляя "Цифровую адженду 2020" (так сокращенно решили ее назвать разработчики) координатор рабочей группы по ее подготовке, вице-президент ассоциации "Инновационное развитие Украины" Валерий Фищук особо отметил, что пока документ находится лишь в стадии подготовки и его команда полностью открыта для предложений и конструктивной критики.
По его словам, в ходе работы над аджендой были проанализированы десятки аналогичных документов, принятых другими странами, прежде всего, лидерами по внедрению процессов цифровизации. Он объяснил, почему был выбран период до 2020 года (из-за интенсивности самих процессов развития этой сферы), а также подробно остановился на разнице между понятиями "цифровизация" и " информационно-коммуникационные технологии" (ИКТ), которым в Украине в основном оперировали прежде. По словам Фищука, одно из главных отличий "цифровизации" – ориентированность не только на сферу производства IT-продуктов и IT-технологий – а в большей мере на сферу их потребления и применения.
Рассказал эксперт и о тех преимуществах, которые цифровизация даст обществу. Среди главных – доступность для каждого гражданина страны цифровых коммуникаций, сервисов, улучшение и значительное расширение возможностей для организации бизнеса, повышение стандартов безопасности сферы IT. На уровне государства – повышение оперативности работы, а также прозрачности государственных органов, исключение коррупционной составляющей в процессе коммуникации гражданин-государство. Да и самим госорганам современные цифровые технологии значительно облегчат жизнь, сняв с чиновников "бумажную" нагрузку с переходом на электронный документооборот.
Особенно революционное влияние цифровизация окажет на экономические процессы, способствуя переходу от "экономики сырья", к "цифровой экономике", или "экономике знаний". Серьезно отразиться цифровизация и на расширении возможностей в сфере образования.
В целом цифровая трансформация предполагает несколько направлений, среди которых – развитие цифровой экономики, цифровой инфраструктуры цифрового общества. Причем, согласно адженде, сделать это планируется форсированным способом – чтобы преодолеть отставание с развитыми странными.
Для этого в "Цифровой повестке 2020" запланировано оперативное устранение законодательных (путем инвентаризации старых законов и создания новых, прогрессивных), институциональных, фискально-налоговых, валютно-денежных барьеров, препятствующих инновационной деятельности, а также реализация последовательных мероприятий по стимулированию "цифровизации" всех секторов экономики, бизнеса и государственной сферы. Также планируется ввести в обиход (в том числе – на уровне юридического языка) новых терминов – "цифровая трансформация, цифровая индустрия, цифровое гражданство, цифровые навыки, цифровые компетенции, цифровые дивиденды", и прочих.
"Ключевым условием цифровизации любой успешной страны является формирование внутреннего спроса на информационные технологии, – отметил в ходе слушаний один из главных инициаторов разработки "Цифровой адженды 2020", председатель комитета Верховной рады по информатизации и связи Александр Данченко. - Поэтому наша задача создать условия для этого внутреннего спроса. Технически это сделать не особенно сложно, ведь у нашей страны значительный потенциал в IT-сфере – в специалистах, разработчиках, инженерах. Здесь очень важно, чтобы мы не растеряли этот потенциал, чтобы он использовался для пользы нашей страны, а не других государств. В этом отношении цифровизация – это, прежде всего, человеческий ресурс, который имеет Украина".
Глава комитета ВР подчеркнул, что для реализации цифрового потенциала Украины в "Цифровой адженде 2020" предусмотрено создание соответствующих условий на институциональном и законодательном уровне. "Без законодательной базы двигать цифровизацию, или цифровую экономику невозможно. Поэтому перед нами стоят важные вызовы – во-первых, вместе с отраслью, экспертами, создать фундаментальную законодательную базу. Но мало принять хорошие законы - очень важно их потом имплементировать. И тут я очень надеюсь на Кабмин, заданием которого, как раз и будет имплементация", - отметил Александ Данченко.
По словам народного депутата, оптимальным решением, которое могло бы помочь скорейшей цифровизации Украины на уровне исполнительной власти, могло бы стать создание единой структуры отвечающей за этот процесс, как это принято в развитых странах. "Невозможно заниматься цифровой экономикой, когда за нее одновременно отвечают 4-5 министерств, 18-30 департаментов и несколько агентств. Многие говорят, что на это нет денег. Но я хочу сказать, что деньги, гранты на цифровую экономику - нам готовы предоставить. Только вот те, кто готов говорят: покажите, кому мы эти деньги можем доверить? Кто будет их распорядителем и ответственным лицом? В этом отношении хороший пример Республики Корея: у них есть лицо, отвечающее за всю эту программу. У нас этого человека, к сожалению, нет. То есть – и спросить не с кого", - подчеркнул Александр Данченко.
Он также призвал своих коллег народных депутатов активнее и ответственнее принимать участие в цифровой трансформации страны, напомнив ситуацию, когда один из важнейших цифровых законов – "Об электронных доверительных услугах" - был 7 февраля провален в Раде из-за элементарной недисциплинированности парламентариев. Данченко также подчеркнул, что партнеры Украины по Евросоюзу готовы вложить в украинские цифровые технологии порядка 6 млрд евро, и ждут лишь ответных шагов от нашей страны, которые заключаются в создании адекватных условий, прежде всего – на уровне законодательства.
Как отметил первый вице-премьер-министр - министр экономического развития и торговли Степан Кубив, сегодня становится понятно, что именно цифровизация должна стать приоритетом в деятельности правительства и законодательной власти. "Я бы сказал, что успешная Украина не состоится без цифровизации государства и общества", - сказал вице-премьер. Именно поэтому, отметил Кубив разработка цифровой повестки дня, которая отражала бы общую позицию всех ветвей власти, является столь важной задачей.
Кубив добавил, что также считает важным создание отдельного госоргана, отвечающего за цифровую экономику в стране. По его словам, на первом этапе можно было бы начать с создания должности заместителя министра, которому можно было бы делегировать ответственность за проекты в сфере цифровизации.
Заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив отметил, что в работе госорганов ключевым принципом должен стать "цифровизация всего, что можно". В этой связи он позитивно высказался о принципе "цифровой диктатуры", который предполагает "Цифровая адженда 2020". Этот принцип предусматривает приоритетность цифровых решений. На практике это означает, что если что-то можно сделать и в цифровом виде и в физическом (например – выдать человеку справку, осуществить платеж и так далее) то приоритет отдается первому варианту.
Шимкив также обратился к руководителям органов государственной власти по возможности не оглядываться на законы (которые в Украине могут приниматься несколько лет), а самим инициировать и доводить до финальной стадии цифровые проекты. Впрочем, как отметили некоторые из участников дискуссии, у такого подхода есть и свои риски. Ведь формально, могут возникнуть претензии даже к той же системе ProZorro, которая работает в "облаке", хотя закон о возможности такой работы Радой до сих пор не принят.
Как отметил в ходе обсуждения "Цифровой адженды 2020" эксперт рабочей группы по подготовке документа Артем Афян, цифровизация - это процесс, который будет происходить, независимо от того, есть ли у государства желание его поддержать, или нет. Но то государство, которое принимает в нем активное участие, помогает ему и в хорошем смысле возглавляет – получит от этого серьезные дивиденды для собственного развития. В свете общемировой цифровизации эксперт также призвал представителей украинской власти шире использовать опыт и связи с другими странами. Ведь в глобальном цифровом понимании, считает Афян, украинское правительство управляет не отдельной страной, а частью планеты, связанной с другими частями.
Присутствовавший на слушаниях посол Республики Корея Ли Ян-гу заявил, что он видит значительные перспективы для цифрового развития Украины. Он подчеркнул, что для внедрения цифровизации важны не только законодательные инициативы, но и изменения в административном управлении, которое также должно использовать современные цифровые методы. Господин посол считает, что для популяризации цифровых технологий, украинская власть могла бы реализовать 3-4 показательных проекта, которые бы продемонстрировали обществу успешность цифровизации.
В целом все участники слушаний достаточно позитивно отнеслись к идее разработке "Цифровой повестки дня Украины". Некоторые опасения вызывали лишь сроки ее окончательного утверждения – ведь очевидно, что в современном мире бурного развития цифровых технологий откладывать этот вопрос в долгий ящик никак нельзя. Но, судя по тому, что инициатива получила поддержку на всех уровнях, есть надежда, что дело не затянется.