RU  UA  EN

Неділя, 22 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Політика
Погляд

Голландський маятник: як Україні дали шанс на асоціацію з ЄС

Позитивне голосування про асоціацію може означати, що хвиля правого популізму в Нідерландах не настільки висока, як здавалася

Дабати в парламенті Нідерландів Дабати в парламенті Нідерландів Фото: @2eKamertweets

В прошедший четверг нижняя палата парламента Нидерландов ратифицировала Соглашение об ассоциации ЕС с Украиной. Это еще не конец эпопеи — соглашение должно пройти через верхнюю палату голландского парламента – Сенат. Произойдет это уже после парламентских выборов 15 марта. Шансы на завершение ратификации есть.

Правительство Нидерландов решилось "напрячь" правящую коалицию перед сложными и труднопредсказуемыми выборами и приблизить к завершению процесс, который был начат в отношениях ЕС и Украины еще в 2008 году. В начале февраля в нижнюю палату парламента Нидерландов правительством был внесен проект закона о ратификации с обращением Короля и позитивным заключением Государственного совета. За неделю до голосования стало понятно, что сторонники Соглашения набирают большинство. Результат оказался достаточно убедительным. Из 150 депутатов "за" высказались 89, "против" – 55. К правительственной коалиции либералов (Народная партия за свободу и демократию нынешнего премьера Марка Рютте) и лейбористов добавились голоса двух оппозиционных проевропейских партий: "Демократы 66" либерально-демократической направленности и "Зеленые левые", название которой говорит само за себя.

Здесь уместен небольшой комментарий о политических маркерах в Нидерландах. Также, как в Украине, и в отличие от большинства других европейских стран и США, где либералы ассоциируются с левыми, голландские либералы – это правые, выступающие за индивидуальные экономические свободы и ограничение роли государства. Либералы добились успехов в преодолении кризиса 2008 года и сильны, когда дискуссии ведутся вокруг экономики. Антиевропейские популисты, набравшие в последние годы политические обороты, акцентируют культурные и цивилизационные права своих избирателей. Они эффектны и эффективны в идеологических спорах. Голландские зеленые настроены проевропейски, социалисты выявляют евроскепсис.

Марк Рютте в своем выступлении перед голосованием так и не дал своим оппонентам гарантий, что Украина никогда не станет членом ЕС, ограничившись констатацией того, что при нынешней ситуации в Союзе это невозможно. Если после референдума прошлого года евроскептики во главе с социалистом Гарри ван Боммелем пытались провести закон о денонсации Соглашения об ассоциации с Украиной, сейчас они просто голосовали против правительственного проекта, не предлагая альтернатив. Любые поправки, отличающиеся от согласованных на саммите ЕС в декабре прошлого года, все равно означали бы все тот же отказ от ратификации.

Голландскому премьеру не пришлось "сжигать" рейтинг своей партии ради позитивного результата. Скорее наоборот, Марк Рютте продемонстрировал нынешним и потенциальным партнерам, что остается главным претендентом на пост премьера после выборов, способным объединять вокруг себя коалицию разных политических сил – умение, которое будет ключевым в новом парламенте, сшитом буквально из лоскутов множества фракций, самые большие из которых вряд ли дотянут до 20% мест в нижней палате.

Сенат Нидерландов, в котором теперь будет решаться судьба Соглашения, не изменит своего состава после мартовских выборов. Он избирается отдельно законодательными органами провинций. В его нынешнем составе Христианские демократы имеют большинство. До середины 1990-х они были доминирующей силой, до середины 2000-х – входили в правящую коалицию, являясь наиболее активными сторонниками европейской интеграции. Они почти добились успеха в продвижении Европейской конституции, собрав большинство голосов в парламенте, но потерпели фиаско на референдуме. Уже семь лет христианские демократы находятся в оппозиции. Наверное, именно этим политическим соображением, а не их идеологией можно объяснить то, что они голосовали против Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной в прошедший четверг.

Позиция христианских демократов в Сенате может быть иной. Нет принципиальных препятствий для поддержки ими европейской ассоциации для Украины. Но чтобы их проевропейская идеология вылилась в позитивный политический результат, должны сложиться условия. Вероятно, ключевой вопрос – войдут ли они в новую правящую коалицию, вероятный состав которой может включать также либералов, "Демократов 66" и "Зеленых левых". Процесс прохождения решений через Сенат в среднем занимает несколько месяцев, но в отношении Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной звучат и другие оценки – несколько недель. Если не произойдет чуда на последней сессии Сената перед парламентскими выборами, которая состоится 7 марта, ждать ратификации можно к лету или осени.

С точки зрения realpolitic Украина повела себя правильно, не становясь в позу по поводу прямой констатации со стороны ЕС, что Соглашение об ассоциации не приближает членства. Украина не обременяла своей риторикой друзей в Нидерландах. Можно надеяться, что усилия были эффективно перенесены на более эффективное и менее заметное противодействие обструкции со стороны России.

Но дело, разумеется, не только в том, как выстраивала свою политику Украина. Позитивное голосование об ассоциации может означать, что волна правого популизма в Нидерландах не столь высока, как казалась. Это не цунами. Рейтинги антиевропейской Партии свободы в последние недели пошли вниз. Она все еще может рассчитывать на первое место, но количества полученных ею мест может оказаться недостаточно, чтобы задавать тон при формировании коалиции. Политические таланты действующего премьера Марка Рютте уже подтвердил тот факт, что возглавляемое им правительство – первое после 1998 года, продержалось полный электоральный цикл от выборов до выборов. Эти таланты вполне могут оказаться востребованными и после 15 марта.

Есть и другие факторы. Возможно, уже начали сказываться первые результаты всплеска популизма в Великобритании и США. Быстрого чудесного решения старых проблем нет. Маятник общественных настроений качается, внося хаос в международную политику, но не достигая крайних точек. Новая фиксация европейского мейнстрима может произойти далеко не в точке "правый популизм".

Читайте також