RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика
Погляд

Три сценарії розвитку подій навколо призначення аудитора НАБУ

НАБУ перетворився в інструмент конкуренції

НАБУ перетворився в інструмент конкуренції Влада може піти на угоду з НАБУ і продавити все-таки кандидатуру Сторча Фото: УНІАН

На заседании 21 марта депутаты в очередной раз не смогли избрать кандидата в состав комиссии внешнего контроля по проведению аудита эффективности деятельности НАБУ: ни одна из предложенных Раде кандидатур (Роберта Сторча и Найджела Брауна) не смогла получить достаточного количества голосов. По словам народного депутата Мустафы Найема, кандидатура Роберта Сторча на эту должность будет предложена президентом Петром Порошенко по его собственной квоте. О том, как будут развиваться дальше события вокруг назначения аудитора НАБУ, рассказывает политический эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Анатолий Октисюк.

На самом деле, если говорить о кандидатурах Сторча и Брауна, то два эти человека представляют диаметрально противоположные точки зрения,и находятся в разных лагеря влияния в НАБУ. Что будет означать назначения Сторча аудитором НАБУ? Этот человек входит в зону влияния Сергея Лещенко и антикоррупционеров и других лиц, которые заинтересованы в том, чтобы на эту должность был назначен человек, который лоялен к НАБУ, что все-таки позволит укрепить влияние групп антикоррупционеров Саакашвили на данный институт. Кроме того, кандидатура Сторча негласно поддерживается посольством США. Поскольку в преддверии всех этих голосований есть информация о том, что представители посольства обзванивали точечно народных депутатов из БПП и "Народного фронта" с целью сагитировать их поддержать данную кандидатуру на голосовании. Однако это вылилось, как мы видели, в совершенно противоположный результат.

В чем проявляется политическая конкуренция между кандидатурами Брауна и Сторча? Кандидатура Брауна входит в зону влияния администрации президента и власти в целом. Если будет назначен Браун, то это будет означать появление дополнительного инструмента влияния для администрации президента и НАБУ – такого своего рода баланс. Если же будет поддержана кандидатура Сторча, то это еще больше укрепит и зацементирует влияние антикоррупционеров и Саакашвили именно на этот антикоррупционный орган.

Естественно, я очень скептически и пессимистически смотрю на вот этот весь процесс отбора, потому что здесь должна быть какая-то третья альтернативная фигура, которая будет отображать реальный баланс сил и баланс влияния этих всех группировок вокруг НАБУ, потому что НАБУ превратился в инструмент конкуренции. Это такая дубинка, как раньше ГПУ, с помощью которой, можно было открыть производство против любого политического оппонента или конкурента. Мы видели очень много громких политических процессов над Николаем Мартыненко, к примеру, или над председателем ГФС Насировым, мы видели громкие скандалы вокруг тоже Одесского припортового, которые в итоге ничем и не закончились. Они привели к громким скандалам или переформатированию архитектур власти. Но на данный момент от судьбы назначения аудитора будет зависеть и дальнейшее влияние НАБУ. Сохранит ли оно такой баланс между властью, между группами антикоррупционеров Саакашвили и посольством США, либо же оно превратится в закрытую автономную структуру, которая будет дальше выборочно открывать уголовные дела, делать какой-то громкий политический пиар, готовить свою команду к досрочным парламентским выборам. Потому что главными политическими бенефициарами от НАБУ, к сожалению, является не общество, а какие-то конкретные политики, которые делают на этих задержаниях громкий политический пиар.

Здесь есть три варианта развития ситуации вокруг назначения аудитора НАБУ. Первый – это бесконечное затягивание этого процесса вплоть до конца этой сессии. Данный вопрос может быть разрешен не ранее середины апреля. Второй сценарий развития – это поиск какой-то альтернативной третей фигуры, которая не будет отображать яркую позицию власти либо антикоррупционеров. И здесь нужно искать какого-то представителя – морального авторитета, у которого имидж незаангажированности в украинском обществе, либо это может быть какой-то консенсусный представитель. Этот человек должен быть рекомендован какими-то правительственными структурами, либо ЕС и США. В любом случае политизации процесса избежать не удастся. Потому что, к сожалению, эти якобы независимые антикоррупционные органы уже де-факто превратились в инструмент политической борьбы. Существует третий вариант и наиболее вероятный – власть может пойти на сделку с НАБУ, поскольку за кандидатуру Брауна нет голосов, и продавить все-таки кандидатуру Сторча. Здесь у власти будет возможность показать это как свою победу. Власть здесь непредсказуема и любое развитие ситуации возможно.

Читайте також

Новий старий Кабмін та перестановки в ОП: хто, куди, навіщо

Внаслідок переформатування уряду в Україні деякі звільнені міністри перейдуть на іншу роботу у владі

Умєрову дадуть нову посаду? Кого можуть призначити міністром оборони замість нього

Рустем Умєров перейде на посаду віце-прем'єра з питань ВПК, на посаді міністра оборони його замінить Олександр Камишін