РУС. | УКР.

пятница, 24 февраля
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
26.91
Политика

Профессия - волонтер

Мнение

Закончится ли война, и чего будет добиваться Кремль, - прогноз для Донбасса на 2016 год

Что будет с Минскими соглашениями в 2016 году

Что будет с Минскими соглашениями в 2016 году Несмотря на прекращение полномасштабных боевых действий на Донбассе, предпосылок к полному урегулированию конфликта пока нет Фото: УНИАН

31 декабря заканчивается срок действия Минских соглашений. Чего ждать Донбассу, где продолжается война, — прогноз старшего аналитика Международного центра перспективных исследований Анатолия Октисюка для "Апострофа".

Срок действия Минских соглашений истекает 31 декабря 2015 года, а это значит, что России и Украине вновь нужно будет сесть за стол переговоров относительно будущего оккупированного Донбасса.

Среди главных достижений Минских соглашений прекращение полномасштабных боевых действий по всей линии фронта, а также построение механизма обмена военнопленными. Политические и экономические компоненты Минского протокола стороны конфликта в уходящем 2015 году не выполнили и вряд ли выполнят в 2016-м. На оккупированных территориях продолжится развитие квазигосударственных институтов, что будет сопровождаться разрывом правовых, экономических, культурных и социальных связей с Украиной. В связи с этим, с каждым годом реинтегрировать занятый боевиками Донбасс в состав Украины будет все сложнее.

Если говорить о полном режиме прекращения огня, то это основоположное требование так и не было полностью выполнено российской стороной. По всей линии разграничения почти каждый день происходили перестрелки, провокации и обстрелы, которые приводили к гибели мирных людей и украинских военных. Кроме режима прекращения огня, ключевым болезненным вопросом остается тема проведения выборов, которые запланированы в так называемых ДНР-ЛНР на 21 февраля 2016 года. Украина не приняла соответствующего закона, а тема амнистии для боевиков даже не фигурирует в политическом дискурсе, к тому же ее очень болезненно воспринимают националистические и радикальные силы.

Проблема Минских соглашений состоит в том, что ни одна из сторон конфликта не может их выполнить в полном объёме. Украине мешает внутриполитическая обстановка, а Россия не хочет урегулирования конфликта на Донбассе, поскольку после этого дело дойдет и до аннексированного Крыма, из-за которого и началась война на востоке Украины. Поэтому время от времени Запад давит то на Москву, то на Киев. На Россию давят с помощью болезненных санкций, на Украину безвизовым вопросом, кредитами и международной поддержкой.

Кремль рассматривает Минские соглашения как инструмент создания федеративной Украины в посткрымских границах. На протяжении всего 2015 года президент РФ Владимир Путин целенаправленно выстраивал административно-силовую вертикаль и способствовал установлению российского легального пространства в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей. Речь идет о социально-экономической интеграции региона с помощью паспортизации, введения российского рубля, торговых льгот и привязки предприятий на территории, занятой ДНР-ЛНР, к российскому рынку.

Что касается Украины, то выполнять свою часть Минских соглашений ей сложно, поскольку в парламенте отсутствует сильная коалиция, способная взять на себя ответственность за реформы. 300 голосов за изменение Конституции вряд ли получится собрать, что чревато негативными последствиями и усилением одновременного давления на Киев со стороны Запада и России. Вместе с тем, все эти события будут происходить на фоне углубления проблем с социально-экономической ситуацией в стране и роста поддержки популистских и радикальных партий. Медленные реформы, коррупция и усиление политической борьбы вполне могут привести к новым досрочным выборам и изменению политической конфигурации.

В целом неэффективность Минского процесса состоит в следующем:

Во-первых, переговорный процесс не ведется на самом высоком государственном уровне президентском, правительственном или парламентском.

Во-вторых, все принимаемые документы (как и сам Минский протокол) недостаточно детализированы, поэтому каждая сторона конфликта интерпретирует содержимое на свое усмотрение.

В-третьих, конфликт невозможно разрешить без выработки геополитического консенсуса на Западе относительно России.

Таким образом, если и дальше не предпринимать активных шагов, то Минский процесс может затянуться не на один год, и последствием сложившейся ситуации может стать новая война. При этом, несмотря на все имеющиеся сложности и проблемы, Минские соглашения остаются для Украины единственным инструментом урегулирования конфликта на востоке страны.

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также

Титаник идет ко дну, или как власть пытается спастись от перевыборов в Раду

Власть пытается договориться с Радикальной партией Олега Ляшко, если не о возвращении в коалицию, то хотя бы о ситуативном голосовании. Пока заключению джентльменского союза мешают "хотелки" главного радикала.

Ближневосточная повестка Трампа: как Израиль и США снова оказались в одной лодке

Победа Трампа на президентских выборах, в отличии от большинства других стран, рассматривалась Израилем не с тревогой, но надеждой на восстановление доверительных отношений.