Хотя закон о люстрации действует уже почти два года, вопрос о его конституционности вновь завис. После четвертой попытки рассмотрения дела в октябре 2016 года Конституционный суд Украины так и не принял никакого решения и вновь отложил его на неопределенный срок. Таким образом КС превысил сроки рассмотрения производства больше чем в 18 раз.
Люстрировали почти 1 тысячу человек
Слово "люстрация" вошло в лексикон украинцев практически сразу после Евромайдана. Именно тогда ряд политиков заговорил о необходимости очищения властных структур. В итоге 16 сентября 2014 года Верховная Рада приняла закон о люстрации, который предусматривает запрет на занятие определенных постов в течение 10 лет лицами, находившимися на высших государственных должностях во время президентства Виктора Януковича. Другим критерием люстрации является работа в структурах КПСС и ВЛКСМ на руководящих постах, а также в КГБ СССР. Отдельные положения этого закона касаются и деятельности судей.
По словам Татьяны Козаченко, до недавнего времени занимавшей пост главы специально созданного департамента по очищению власти при Министерстве юстиции, за два года действия закона освободили от должностей 98% тех, кто попадал под люстрацию. В Минюсте дают подробную статистику: за два года из 5 тыс. чиновников, которых следовало проверить в первую очередь (речь идет о госслужащих высшего ранга, работавших при Януковиче), люстрировали 934 человека. Среди них больше всего — работников фискальной службы (258 человек), прокуратуры (206) и МВД (190).
Однако можно обратить внимание, что среди люстрированных нет громких имен, так как под закон об очищении власти пока попали только чиновники среднего звена.
При этом уже люстрированные ранее чиновники находят лазейки в законе, обращаются в суды и впоследствии восстанавливаются в своих должностях. По словам Козаченко, украинские суды рассматривают свыше 1300 исков от тех, кто подпал под действие закона об очищении власти. Самое первое судебное решение о восстановлении в должности люстрированного чиновника касалось работника прокуратуры: суд вернул на пост начальника отдела по работе с кадрами прокуратуры Харьковской области Владимира Суходубова. Еще один аналогичный случай произошел с руководителем Управления коррупционных рисков Секретариата Кабинета министров Андреем Жовнером. После увольнения чиновник подал иск в Запорожский административный суд и выиграл его.
Закон не понравился некоторым судьям и нардепам
Оставались к закону претензии и у Венецианской комиссии, которая в целом одобрила документ, но просила внести в него некоторые поправки. В частности, в комиссии несколько раз повторяли, что люстрация судей должна проводиться на основе другого закона – о восстановлении доверия к юстиции, а не закона о люстрации.
"Я уже неоднократно говорил – закон в нынешнем виде должен быть изменен, потому что он не полностью соответствует европейским стандартам и принципу верховенства права. Поэтому мы рекомендуем его изменить", – ранее говорил президент комиссии Джанни Букиккио.
Недовольство законом появилось и у ряда судей Верховного суда Украины и 47 народных депутатов, в частности из "Оппозиционного блока", среди которых Сергей Левочкин, братья Михаил и Дмитрий Добкины, Михаил Папиев, Александр Вилкул, которые полтора года назад обратились в Конституционный суд Украины с просьбой проверить конституционность норм закона. К слову, среди обратившихся - часть политиков, работавших во власти во времена Януковича.
Авторы обоих ходатайств оспорили запрет в течение 10 лет возвращаться во власть чиновникам, которые не менее года занимали высокие должности при беглом президенте. Аналогичный запрет был обжалован и для сотрудников правоохранительных органов, прокуроров, судей, которые задерживали и вели дела участников Евромайдана.
Депутаты Оппоблока также просили отменить положение закона, запрещающее идти во власть людям с коммунистическим прошлым — работавшим ранее в КГБ, КПСС.
Затянули в 18 раз
После представления этих претензий КС объединил жалобы в одно ходатайство и приступил к рассмотрению. Первое слушание состоялось еще в апреле 2015 года. Однако тогда судьи так и не пришли ни к какому решению и отложили рассмотрение на неопределенный срок. Последующие попытки суда рассмотреть дело также не увенчались успехом, и в октябре 2016 года суд в очередной, уже четвертый раз перенес рассмотрение дела на неопределенный срок.
Как рассказал "Апострофу" первый замглавы комитета ВРУ по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец, основная причина, по которой происходит затягивание рассмотрения дела о законе, — это конфликт интересов, так как судьи, рассматривающие дело, сами попадают под действие закона об очищении власти.
"Эти судьи в 2010 году принимали решение о введении в действие другой конституции 1996 года с дополнительными полномочиями для Януковича. В конечном итоге это привело к узурпации власти и наделению его исключительными, диктаторскими полномочиями. Поэтому они и выступали все это время за то, чтобы закон был отменен, поскольку в противном случае они сами подпадают под его действие. Таким образом, мы видим главную причину - конфликт интересов, который прямо создает препятствия для принятия объективного и законного решения этим судом", - комментирует Емец.
Кроме того, нардеп рассказал, что участниками процесса было подано официальное ходатайство в суде о конфликте интересов. "Мы с Егором Соболевым, Татьяной Козаченко, которая выступала от Кабмина, поддержали это ходатайство. Напоминаю, что, согласно закону, который сегодня действует, это не право судей брать самоотвод в случае конфликта интересов, а их обязанность. А они отказались выполнить норму закона, в связи с чем мы считаем данный процесс таким, который вызывает огромные сомнения в части соблюдения законности", - дополнил парламентарий.
Как объяснила "Апострофу" Татьяна Козаченко, конституционное производство может рассматриваться всего один месяц, и этот срок давно истек.
"В законе про КС в 87 статье написано, что безотлагательное конституционное производство рассматривается один месяц. Этот срок не подлежит ни возобновлению, ни пролонгации, то есть когда в апреле 2015 года они открыли конституционное производство и признали его неотложным, у них была возможность один месяц его рассматривать. Прошло больше чем полтора года, КС нарушил сроки исполнения рассмотрения конституционного производства больше чем в 18 раз. Это говорит о том, что они не способны исполнять свои функции, а также о том, что существует некий политический заказ и давление", - говорит юрист.
В то же время депутаты Оппоблока заявляют, что главная причина, по которой затягивается процесс рассмотрения дела в КС, – это давление на суд со стороны генпрокурора Юрия Луценко.
"Генпрокурор лично осуществляет давление на Конституционный суд во время принятия важнейшего решения в области защиты прав человека. Его заявление о том, что отмена люстрации "станет началом конца этого состава судей", - прямое давление на судейский корпус", - говорится в официальном заявлении партии.
Не внесли ни одну поправку
Также депутаты ОБ неоднократно апеллировали к выводам Венецианской комиссии, которые якобы свидетельствуют о том, что закон нарушает права человека.
По словам представителя Украины в Венецианской комиссии Владимира Пилипенко, украинский парламент не внес в закон ни одну поправку, о которой просили европейцы. "Венецианская комиссия еще с декабря 2014 года говорит о необходимости изменения закона в соответствии со стандартами Совета Европы, однако за все время ни одно из ее замечаний юридически не было учтено украинским парламентом. Главные претензии касались индивидуальной ответственности политика, исключения судей из списка люстрации и создании независимого органа, который бы ею занимался", - комментирует "Апострофу" Пилипенко.
Кроме того, по его словам, европейцев удивил широкий перечень должностей, подпадающих под действие закона. "Венецианская комиссия обратила внимание, что никогда в Европе ни у кого не было такого широкого перечня должностей, и именно это дало основание считать, что отдельные должности прописывались только для того, чтобы освободить место для своих людей во власти", - рассказывает Пилипенко.
Что касается затягивания дела в КС, то, по мнению чиновника, чем дольше это будет длиться, тем меньше юридической силы будет иметь окончательное решение. По словам Пилипенко, существуют уже более десяти исков в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) относительно люстрации, которые подали люди, желающие вернуться на свои должности. "Эти решения станут намного важнее, чем те, которые в конце концов может принять украинский суд", - уверен чиновник.